Нефтяных компаний в России несколько, а вот труба, по которой идёт нефть, — всего одна. Догадайтесь, кому она принадлежит? Всё верно. Компании «Транснефть», привилегированные акции которой торгуются на Московской бирже. Но купить ценные бумаги до последнего времени было непросто — стоимость одной акции доходила до 200 000 рублей. Всё изменилось после того, как организация разделила каждую бумагу на 100. Казалось бы, акции стали доступнее, но почему-то упали. С чем связано падение акций и каковы шансы на дальнейший рост, оценили опрошенные «Выберу.ру» эксперты.
График акций «Транснефти». Фото: moex.com
Немного предыстории
Днём рождения компании «Транснефть» считается 14 августа 1993 года. Тогда правительство учредило компанию. На тот момент это ещё не был монополист на российском рынке транспортировки нефти по трубам. Монополистом компания станет в начале 2000-х годов, подмяв под себя все остальные трубопроводные предприятия. На текущий момент компания осуществляет поставки больше 80% всей добываемой нефти и около трети всех произведённых нефтепродуктов.
Как и в 1993 году, «Транснефть» на 100% принадлежит государству. То есть 100% обыкновенных акций, которые дают право голоса, находятся в собственности Росимущества. Инвесторам доступны только привилегированные ценые бумаги без права голоса.
Акции «Транснефти» изначально были довольно дорогим удовольствием — в районе 50 000 рублей, если судить по данным Мосбиржи. После кризиса 2008−2009 годов ценные бумаги дорожали вплоть до 2016 года, когда вплотную приблизились к 200 000 рублей за акцию. Но с тех пор стоимость акций оставляла желать лучшего. Так, с лета 2021 года «Транснефть» постоянно снижалась, пока к октябрю не опустилась до 78 000 рублей.
Затем акции начали расти, в основном на ожиданиях дробления акций. Как заявили в компании, основная цель разделения ценных бумаг — дать возможность большему количеству инвесторов стать акционерами «Транснефти». Чем больше людей купят акции, тем выше цена. Однаке после дробления ценные бумаги подешевели.
Почему упали акции «Транефти»
Торги акциями «Транснефти» возобновились 21 февраля 2024 года. Приостанавливались на неделю ради дробления (сплита), в ходе которого одна бумага была поделена на 100. В итоге стоимость каждой акции уменьшилась в 100 раз.
В дальнейшем котировки несколько восстановились, до 1 620 рублей, но до уровня перед дроблением так и не дошли. Хотя теперь акции стоят в 100 раз дешевле.
Опрошенные «Выберу.ру» эксперты назвали две основные причины, почему упали акции «Транснефти»:
- Торги возобновились в ожидании новых санкций США и Евросоюза, когда падал почти весь рынок.
- Из бумаг вышел один крупный инвестор или множество мелких, которые фиксировали прибыль. «Сработало правило: покупай ожидания, продавай факты», — подсказал портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин.
Шансы на дальнейший рост акций «Транснефти»
Акции «Транснефти» довольно интересны по нескольким причинам.
Во-первых, компания связана с нефтяным рынком, основным для нашей страны. Однако в отличие от «Роснефти» и других нефтяников не зависит от цен на чёрное золото, так как занимается доставкой энергоресурсов.
Во-вторых, выигрывает от ежегодной индексации тарифов на прокачку нефти. Например, в 2024 году тарифы поднялись на 7,2%. Хотя тут надо заметить, что государство, владея компанией, сдерживает рост тарифов официальной инфляцией, которая вряд ли полностью покрывает рост издержек.
В-третьих, в последние годы выплачивает щедрые и стабильные дивиденды — не меньше 50% от прибыли по МСФО (международного стандарта финансовой отчётности) в соответствии с требованиями правительства. Хотя дивидендная политика «Транснефти» предполагает распределение только 25% от прибыли.
Если говорить о перспективах, то есть как положительные, так и отрицательные факторы.
В частности, по словам Сергея Кауфмана, «компания выигрывает от ежегодной индексации тарифов и удлинения маршрутов поставок на фоне переориентации экспорта». К положительным моментам можно также отнести «расширение мощности по экспорту нефти в Китай и другие страны АТР» (Азиатско-Тихоокеанского региона), добавила Наталья Пырьева.
В то же время бизнес «Транснефти» зависит от объёмов прокачиваемой нефти. С этим сейчас и в будущем не всё гладко и радужно.
Поэтому оценок на длинный горизонт практически нет. Но в краткосрочной перспективе акции могут вырасти за счёт дивидендов и притока новых инвесторов.
С прогнозом по потенциальному росту акций на ближайшее время есть сложности. Из опрошенных «Выберу.ру» только один брокер представил оценку — ФК «Финам»:
Наша целевая цена по акциям «Транснефти» составляет 1 769 рублей, апсайд — 8%
Что касается дивидендов, то аналитики считают, что за 2023 год компания выплатит от 180 до 200 рублей:
- «Альфа-Капитал» — 180+ рублей.
- «Финам» — 190 рублей.
- «Цифра Брокер» — 200 рублей (доходность 12,3% по текущим ценам).
О самом важном вкратце или стоит ли покупать акции «Транснефти»
Акции «Транснефти» выглядят привлекательно, благодаря дроблению и ожидаемым дивидендам. Оба фактора будут двигать бумаги вверх. Здесь снова может сработать правило — покупай на ожиданиях, а продавай на фактах.
Но не нужно забывать, что на ценные бумаги будет давить сокращение добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+ и затраты на переориентацию поставок на восток. Хотя последнее в итоге принесёт прибыль.
Но долгосрочные перспективы бумаги туманны из-за намерений энергетических компаний самостоятельно доставлять нефть и нефтепродукты до покупателей.
К тому же акции «Транснефти» в прошлом крайне медленно закрывали дивидендный гэп (то есть долго отрастали после дивидендной отсечки). Впрочем, медлительность могла быть связана с небольшими торговыми оборотами ввиду высокой стоимости бумаг.
Статьи по теме:
- «Акции «Газпрома» в 2024 году: прогноз, дивиденды, последние новости».
- «Новый рекорд в истории дивидендов: какой доход принесут акции Сбера».
- «Как открыть брокерский счёт и купить акции».
- «В России внедряют индивидуальный инвестиционный счёт третьего типа».
- «Как получить налоговый вычет в 2024 году».