Желание полностью обклеить стёкла авто плёнкой понятно – она помогает защититься от палящего солнца. Но в это же время затрудняет обзор, что может стать причиной ДТП. Поэтому закон разрешает заклеивать только часть стёкол, но требует, чтобы ничего не мешало безопасной езде. Разберёмся, какая тонировка разрешена и какие штрафы действуют за несоблюдение правил.
Тонировка машины – способ снизить процент проникающего в салон солнечного света. Это не только комфорт водителя, но и защита элементов салона от выгорания. Но просто обклеить машину в круг нельзя – нужно действовать согласно закону.
Для колёсных транспортных средств действует ГОСТ 33997–2016. В нём говорится:
Кроме места установки, законом оговорён и процент светопропускания. Согласно Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011, он отличается для стёкол в разных частях авто:
Боковые и лобовое стёкла должны пропускать минимально 70% солнечного света. Заднее ветровое и пассажирские могут быть обклеены плёнкой любого цвета и с любым индексом, не разрешена только зеркальная.
Проверить светопропускную способность стекла на глаз невозможно – даже в автомобилях с завода в салон не будет попадать 100% света. Кроме того, иногда стёкла затемняют прямо на производстве, используя тонер или устанавливая плёнку. Это важно учитывать при тонировании – исходная светопропускаемость может составлять 90–95%, если возьмёте плёнку с разрешёнными 70%, итоговое значение будет выше, а водитель может получить штраф.
Размер и порядок назначения штрафов в 2025 году регулируется в России частью 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ:
Если заплатить штраф за тонировку передних стёкол в течение 30 дней, можно получить скидку 25%. Срок отсчитывают с момента вынесения постановления.
Приказ МВД № 664 позволяет сотрудникам ГАИ проверять допустимую светопропускную способность на стёклах автомобиля в любом месте, а не только на стационарных пунктах, как это было до 2018 года. Специальных постановлений, разрешений и других документов для проведения проверки не нужно – у инспектора есть право выявить нарушение или соблюдение правил в любом месте и в любое время.
Для измерения обязательно используют сертифицированные приборы – тауметры. Самый распространённый – Блик-Н. У него есть цифровая идентификация, подходит для стёкол с толщиной до 10 мм, работает от аккумулятора, но в ограниченном диапазоне температур – от –10 до +40 °С. У всех приборов есть погрешность на уровне 2%.
Как понять, что проверка проводится сертифицированным прибором:
Определение светопропускной способности стёкол – это проверка состояния авто, поэтому обязательно должна проводиться уполномоченными сотрудниками при наличии дополнительных разрешений.
Как выполняют замеры:
Заднее ветровое стекло будут измерять в том случае, если на нём есть плёнка, но боковые зеркала отсутствуют. При наличии зеркальных плёнок замеры могут и не проводить – они запрещены, поэтому сразу выписывают штраф.
Закон не обязывает автовладельца в обязательном порядке обращаться к профессионалам, чтобы затонировать стёкла. Наклеить плёнку можно своими руками. Главное в обоих случаях – соблюсти разрешённую светопропускную способность.
Почему лучше обращаться к специалистам:
Стоимость работ разная и зависит от квалификации мастера, типа выбранной плёнки, площади (например, только заднее ветровое стекло или вместе с пассажирскими). Метр материала обойдётся в среднем в 500–2500 руб. в зависимости от производителя, плюс установка.
Установить плёнку можно своими руками, соблюдая несколько простых правил:
Альтернатива наклейке плёнки – съёмные шторки. Это специальные накладки, которые затемняют салон. Но инспекторы ГАИ и закон относят их к той же тонировке, поэтому важно учитывать светопропускную способность или поднимать только во время стоянки.
На заднюю часть авто можно выбрать любую плёнку, кроме зеркальной. Закон не регламентирует её цвет, материал изготовления и степень затемнения.
На рынке представлено несколько видов тонировочной плёнки:
Плёнки могут отличаться по цвету, хотя стандартные чёрные – самые популярные. Наиболее бюджетные – крашеные. Металлизированные дороже.
Стандартные значения степени затемнения плёнки:
Редко встречаются другие значения, например, 70%, что соответствует атермальным плёнкам.
Инсталляция плёнок происходит в несколько этапов.
Стёкла должны быть чистыми, без следов жира, грязи, пыли. Для чистки можно использовать стандартный мыльный раствор. Боковые стёкла нужно слегка опустить, чтобы промыть те зоны, которые недоступны в закрытом положении. Нужно смыть чистой водой мыльный раствор после обработки и высушить поверхность.
На плёнке необходимо сделать выкройку – к наружной стороне стекла приложить лист, не снимая с подложки, канцелярским ножом отрезать по контуру. Лучше сделать это с запасом, чтобы потом при необходимости убрать лишнее. Также оставьте около 2 мм у резинок.
Второй вариант – создание выкройки на бумаге, например, с помощью ненужного рулона обоев, с последующим перенесением на плёнку. Это займёт больше времени, но позволит избежать ошибок и случайно отрезать лишнее на плёнке, а не на бумаге.
Перед нанесением плёнки нужно тщательно вымыть руки, убрать пыль, очистить одежду, убрать волосы. Это необходимо для того, чтобы под материал не попали посторонние частички, из-за чего на их месте образуются пузыри.
<Обычные плёнки устанавливаются на мыльный раствор – он необходим для плавного скольжения шпателя.
Пошагово процесс выглядит так:
Боковые стёкла начинают оклеивать сверху. Когда верхняя часть будет готова, поднимите стекло до упора и продолжайте сгонять мыльный раствор вместе с воздухом книзу. По завершении процедуры не поднимайте и не опускайте стёкла хотя бы в течение суток для надёжной фиксации материала.
Плёнки используют, чтобы водителю было комфортно в салоне авто, особенно летом. Они уменьшают проникновение солнечных лучей и нагрев.
Лобовое и оба передних стекла должны пропускать не менее 70% света снаружи.
Тонировка в круг возможна, но с учётом требований закона. Задняя часть автомобиля тонируется плёнкой с любым индексом, передняя – материалами, которые пропускают от 70% света. Единственное исключение сделано для бронированных авто – у них допустимая степень светопропускания составляет 60%, а не 70%.