Некоторые автопроизводители утверждают, что современные двигатели не требуют прогрева и автомобиль можно эксплуатировать сразу после запуска системы. Другие эксперты уверены, что это может привести к негативным последствиям. Рассказываем, нужно ли зимой и летом прогревать машину и как правильно это делать.
Прогрев двигателя (ДВС) начинается после запуска автомобиля. ДВС начинает работать на специальных прогревочных оборотах, достигающих 1500 в минуту. В цилиндры поступает обогащённая топливная смесь, что позволяет системе быстрее достичь рабочей температуры.
При её достижении стабилизируются зазоры между деталями ДВС, моторное масло становится менее вязким и лучше защищает рабочие элементы двигателя. Это позволяет системе работать эффективнее и оптимизирует расход топлива.
Существует несколько способов, как прогреть машину:
Кроме этого, некоторые ДВС прогреваются при помощи специального устройства — предпускового подогревателя или котла. Они могут работать на бензине, дизеле или электричестве бортовой системы. Такие механизмы позволяют избежать холодного запуска и заводить двигатель в уже прогретом состоянии.
Традиция прогрева машин существует не одно десятилетие. Раньше автомобили были оснащены карбюраторами — устройствами, которые использовались для создания смеси из бензина и воздуха. Регулировалось соотношение смеси вручную, при помощи специальной заслонки. Для прогрева карбюраторного двигателя водителю приходилось менять положение заслонки до достижения оптимальной температуры ДВС.
На смену карбюраторам пришли инжекторы. Они управляют процессом впрыскивания топливной смеси при помощи электроники, поэтому водители имеют возможность сразу приступать к движению. Но насколько это безопасно для двигателя?
Рабочая температура ДВС составляет 90–100 °С для бензиновых систем, 85–90 °С — для дизельных. Пока двигатель не достигнет этих показателей, он работает менее эффективно. А при значениях ниже 50 °C мотор подвергается повышенному износу.
Поэтому 50 °C — показатель, при какой температуре двигателя можно начинать движение. До достижения этого значения лучше подержать машину на холостых оборотах, также допустимо ехать на небольшой скорости, не допуская скачков.
Только при таких температурах ресурсы двигателя не будут расходоваться преждевременно, не произойдёт механического износа поршневой системы и других элементов автомобиля (сальников, фильтров и т. д.).
Кроме этого, прогрев нужен и для других агрегатов машины. Например, от поездок «на холодную» сильно страдают система гидравлического усилителя руля и АКПП. В большей степени это касается вариаторов и роботов.
Прогрев машины, в том числе гибридной, снижает риски поломки мотора и способствует его долговечности. Если не прогревать ДВС:
Ещё одна причина, зачем нужно прогревать машину в зимний период, — улучшение видимости. Когда машина греется, быстрее оттаивают стёкла.
Сколько нужно греть машину, решает каждый водитель. Обычно время прогрева — от 2 до 10 минут. При этом ориентироваться стоит не на продолжительность этого процесса, а на признаки, которые показывают, что автомобиль готов к движению:
Сколько нужно прогревать машину, в первую очередь зависит от температуры на улице: чем холоднее, тем больше нужно времени.
Зимой прогрев автомобиля обязателен. При этом он более важен для машин на автомате, чем на механике.
При плюсовой и нулевой температуре машине не требуется длительный прогрев. Достаточно подержать её заведённой 1–2 минуты. За это время масло немного разогреется и начнёт лучше смазывать все элементы системы. Полное прогревание автомобиля можно производить на ходу. Следите за тем, чтобы в это время двигатель работал на невысоких оборотах.
Когда на улице минус, длительность прогрева увеличивается. Если столбик термометра не опускается ниже −10 °С, на это уходит от 2 до 3 минут. При этом специалисты категорически не рекомендуют начинать движение сразу после запуска двигателя.
При таких показателях температуры воздуха автомобиль следует греть 3–5 минут. Примерно такое же время уходит на то, чтобы полностью оттаяли стёкла. Дождитесь, пока с них сойдёт морозный узор, и начинайте движение.
В сильные холода машины греются дольше всего. В зависимости от модели и устройства авто, на это следует закладывать от 5 до 10 минут. Стоит заранее подумать о том, как прогреть машину в мороз. Если у автомобиля подсел аккумулятор или в него залито летнее масло, транспортное средство может не завестись.
Доказано, что при температуре от −20 до −30 °С стартовые токи аккумулятора уменьшаются на 50% и более. Если номинальная мощность устройства составляет 600 ампер, в холода оно выдаёт максимум 300. При этом для запуска мотора требуется не менее 250 ампер. Если же аккумулятор старый и не поддерживает нужную мощность, запустить стартер не получится.
Если машина находится не в гараже и не на подземной парковке, а стоит на улице, в морозы следует позаботиться о предотвращении разрядки аккумулятора. Для этого специалисты рекомендуют осуществлять регулярный прогрев автомобиля. При температурах ниже −30 °С греть авто следует 3–4 раза в сутки, в том числе на ночь.
Если же аккумулятор сел и автомобиль не заводится, машину можно «прикурить» от другой, воспользоваться пускозарядным устройством, снять аккумуляторную батарею и отогреть при комнатной температуре.
Также стоит позаботиться и о предварительной замене масла. Если ездить на летнем варианте, при температуре в −30 °С оно сильно загустеет. Это тоже может привести к невозможности запуска системы.
Кроме этого, в морозы следует правильно разогревать автомобиль. Сильный холод снаружи и быстрый прогрев салона приводят к большим нагрузкам на лобовое стекло, отчего оно может треснуть. Чтобы этого избежать:
Специалисты также рекомендуют в холода перед запуском мотора открыть двери автомобиля и проветрить салон. Это позволит выровнять уровень влажности внутри и снаружи авто.
Осенью и весной при температуре воздуха выше 0 °C машине тоже требуется прогрев. Достаточно минимального времени работы на холостых оборотах — до 1 минуты. После этого можно начинать движение, но до полного разогрева системы не следует слишком газовать и вызывать скачки оборотов двигателя.
Некоторые специалисты утверждают, что греть машину летом не нужно. На улице и так достаточно тепло, поэтому двигатель сильно не остывает. Но мы уже выяснили, что рабочая температура мотора составляет около 90 °C. Поэтому его нужно немного прогреть, достаточно 30–60 секунд. После этого можно приступать к движению.
Многие автоэксперты утверждают, что современные инжекторные машины можно не прогревать, это пережиток периода карбюраторных авто. Они считают, что прогрев двигателя следует осуществлять на ходу, двигаясь плавно.
Похожие рекомендации часто дают и автопроизводители:
Противники такой точки зрения убеждены, что эта позиция вызвана экологическими стандартами и требованиями законодательства. Кстати, в России тоже действует запрет на стоянку авто с запущенным двигателем в жилых зонах. За нарушение этой нормы предусмотрен штраф в размере 1500 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге — 3000 рублей.
Если смотреть на этот вопрос с точки зрения пользы для автомобиля, прогрев является обязательным. Нагрузка на детали двигателя с нестандартными тепловыми зазорами приводит к повышенному износу таких деталей. Это главная причина, почему отказ от разогрева может стать причиной серьёзных поломок.
Работа автоматической коробки передач обеспечивается в том числе и благодаря специальному трансмиссионному маслу. Если жидкость не соответствует нужным параметрам вязкости, она не выполняет свои функции, что приводит к повышенному износу элементов АКПП и некорректной работе системы.
Недостаточный прогрев трансмиссионного масла сказывается на работе коробки. Водитель может почувствовать это благодаря толчкам, рывкам, которые появляются при переключении передач. Это вредит элементам машины.
Поэтому машину-автомат обязательно следует прогревать перед началом движения. При температуре до −15 °С на это достаточно потратить около 5 минут. Если термометры показывают морозы от −15 до −30 °С, лучше осуществлять прогрев на протяжении 10 минут.
Большинство современных машин оснащены автозапуском. Завести машину можно удалённо, с пульта сигнализации или через приложение, например, утром, перед поездкой на работу. Позаботьтесь об этом перед выходом из дома.
Дизельные двигатели произведены из металлов, которые сжимаются на холоде и расширяются в тепле, в них залито масло, которое во время морозов становится вязким. Такие системы имеют свою рабочую температуру, поэтому тоже требуют прогрева.
Однако машины, работающие на дизеле, имеют особенности, влияющие на процесс прогревания. Они на холостых оборотах греются намного хуже, чем бензиновые моторы.
Например, чтобы существенно поднять температуру дизельного двигателя зимой, на это нужно потратить более получаса. Это малоэффективно со всех точек зрения: наносится вред экологии, расходуется много топлива.
Самое сильное повышение температуры дизеля на холостых оборотах происходит в первые 2 минуты после запуска мотора и его работы. Поэтому специалисты советуют водителям завести двигатель, подождать 1–2 минуты и приступать к движению, не перегружая систему быстрым разгоном. На ходу дизельный автомобиль прогреется быстрее.
Турбированные двигатели используют многие автопроизводители. Турбинами оснащают как бензиновые, так и дизельные моторы. Благодаря им увеличивается объём подаваемой воздушной массы и вырастает мощность устройства. Однако они имеют свои особенности и требуют специальных условий эксплуатации.
В процессе стоянки в холодное время года турбина автомобиля сильно охлаждается. Если запустить мотор и довести обороты до 2500, турбина входит в рабочий режим и начинает закачивать воздух. При этом в процессе работы турбонаддув нагревается до 1000 градусов. Резкое повышение температуры турбокомпрессора, которое происходит при этом, может привести к поломкам механизма.
Перед тем как приводить в действие турбину, необходимо хорошо прогреть двигатель. Пошагово это выглядит так:
При использовании турбомотора следует соблюдать определённые правила остановки двигателя. Перед тем как заглушить машину, нужно, чтобы она поработала около 2 минут на холостых оборотах. Это необходимо для того, чтобы турбина немного остыла. Если этого не сделать, резкий перепад температур может привести к деформированию элементов системы и появлению на их поверхности микротрещин.
Турбомотор можно снабдить таймером, который будет самостоятельно глушить двигатель через запрограммированное время. Водителю в таком случае не придётся ждать охлаждения системы. По отзывам, это очень удобно.
Исключение, при котором после остановки можно не держать машину на холостых оборотах, — система охлаждения с помощью антифриза. В этом случае двигатель остывает даже во время движения на невысоких оборотах.
Длительный прогрев машины ведёт не только к перерасходу топлива, но и может навредить техническому состоянию транспортного средства. При длительной работе на холостых оборотах топливная смесь сгорает не полностью. Продукты полураспада загрязняют каталитический конвертер (устройство выхлопной системы), вынуждая промывать его. Также страдают свечи зажигания. Поэтому специалисты рекомендуют не оставлять машину работающей более 5 минут.
Прогрев машины имеет как плюсы, так и минусы. Перечислим основные из них.
Минус прогрева — повышенный расход топлива. Кроме того, длительная работа на холостых оборотах (свыше 5 минут) повышает износ каталитического конвертера и свечей зажигания.