Внешность бывает обманчива. Вот смотришь на «китайцев» Tank 300 и Jetour T2: один — внедорожник, другой — кроссовер. Ну никакой ведь разницы! Одинаково оквадраченный кузов, широкие колёсные арки, массивные бамперы, схожие габариты. Но если копнуть поглубже, то разница между кроссоверами и внедорожниками колоссальная. И касается это не только двух китайских моделей. Так чем конкретно отличается кроссовер от внедорожника? Расскажем в нашем материале.
Что такое кроссовер?
Описание кроссовера кроется в самом названии этого слова. На английском «crossover» означает «скрещённый» или «пересекающийся». Что скрестили в этой машине? Обычный легковой городской автомобиль, как хэтчбек, седан, и внедорожник.
От городского авто кроссовер получил компактность, манёвренность и экономичный расход топлива, от второго — увеличенный дорожный просвет, вместительный салон, пятую дверь и характерные черты кузова.
Кроссоверы подразделяются на два типа. Паркетник — городское авто, приближенное к внедорожнику за счёт увеличенного большого клиренса. SUV (sport utility vehicle — что переводится как «спортивно-утилитарный автомобиль») — это, скорее, внедорожник, адаптированный к езде по городу. Второй вид кроссовера имеет дорожный просвет свыше 200 мм, полный привод, но компактные габариты. Как раз к SUV и относится Jetour T2, выпускаемый с 2023 года.
Несмотря на внешнее сходство, внедорожники и кроссоверы — машины двух совершенно разных классов с разной философией. Одни имеют достаточно сложную конструкцию, дорогие и улучшенные компоненты, как усиленная подвеска, защита днища и картера двигателя, и большой набор оснащения. Вторые — проще, практичнее и лишены наворотов.
Надо сказать, что внедорожники предназначены для узкого круга покупателей. Ведь не каждому водителю нужен «вездеход», да ещё и с большими с габаритами, с которыми в городе будешь чувствовать себя словно слон в посудной лавке. Кроссовер — более массовая машина. Давайте изучим подробнее разницу между ними.
Легче всего отличить кроссовер и внедорожник по дорожному просвету. Достаточно замерить расстояние от нижнего края переднего бампера до асфальта. Чем больше высота, тем меньше машина цепляет днищем неровности на дороге. Следовательно, уменьшается риск сесть «на брюхо» в грязевой колее или сугробе.
На кроссоверах клиренс варьируется в диапазоне 160−220 мм, что больше, чем на хэтчбеках, седанах и универсалах. На серьёзном бездорожье с таким дорожным просветом, правда, можно и увязнуть.
На внедорожниках с завода выставляют от 200 мм до ни много ни мало 360 мм, как на Mercedes-Benz G63 AMG. Для сравнения, на грузовиках КамАЗ дорожный просвет составляет в среднем 365 мм. Понятно, что глубокие ямы и разбитые грунтовые дороги с таким гигантским клиренсом джипам не страшны.
Внедорожники и кроссоверы в прямом смысле разные до основания. Кроссоверы имеют единую конструкцию кузова, как обычные хэтчбеки, седаны, универсалы. При сборке на конвейере на несущую конструкцию устанавливают подвеску, двигатель, навесные детали, и машина готова. Конструкция внедорожника устроена совсем иначе.
Каркасом на «вездеходе» служит не кузов, а жёсткая стальная рама. К ней крепятся подвеска, силовой агрегат и непосредственно сам кузов. Сейчас, конечно, выпускают и модели с несущим кузовом. Однако для полноразмерных внедорожников, умеющих преодолеть самое экстремальное бездорожье и сложные препятствия, рама остаётся безальтернативным вариантом. Сейчас объясним почему.
Стальная несущая конструкция берёт на себя все огромные нагрузки при езде автомобиля по ухабистой пересеченной местности и перевозке большого количества багажа, буксировке прицепа или другой машины. Кузов просто не выдержит всё воздействие, тем более если учесть прикреплённые агрегаты весом в несколько сот килограмм. Центральные стойки дверей рано или поздно «поведёт», а на лобовом стекле появятся трещины. Это как раз ещё одно доказательство разницы в вездеходности внедорожников и кроссоверов.
Кроссоверы в основном переднеприводные (FWD), т. е. автомобиль тянут передние колёса. Машина с таким типом трансмиссии отличается компактными габаритами, манёвренностью и простотой в управлении. Моноприводный автомобиль без проблем выберется из сугроба и преодолеет лёгкое бездорожье, но не более того, ибо это не 4×4.
Да, внедорожники в своём большинстве имеют полный привод. Есть два основных вида: автоматически подключаемый (AWD) или жёстко подключаемый (4WD), так называемый part-time, который включается/выключается водителем. Эта трансмиссия намного сложнее, дороже и требует определённых навыков вождения, особенно на скользкой дороге. Но и проходимость в разы больше, чем на FWD, ведь машину тянут все четыре колеса.
Джипы намного мощнее, тяговитее кроссоверов и имеют более широкую моторную гамму. Взять одну только линейку эталонного «японца» Toyota Land Cruiser: атмосферные и турбированные движки, бензиновые и дизельные, V6 и V8, рабочим объёмом от 2,4 до 5,7 литра, мощностью от 80 до 415 л. с. Культовый Mercedes-Benz G-Class вообще имеет версию с турбированным V12 6,0, выдающим 888 л. с.
Кроссоверы массового сегмента (люксовые модели не в счёт), как правило, оснащаются атмосферниками или турбированными «четвёрками», «шестёрками» рабочим объёмом 2,0−2,5 литра с отдачей от 150 до 200 сил. С другой стороны, эти двигатели потребляют в разы меньше горючего, чем мощные агрегаты на внедорожниках. Если Haval Jolion расходует 10,4 литра в городе и 6,7 литра — за городом, то вышеупомянутый Toyota Land Cruiser «кушает» 12,5 и 9,3 литра соответственно.
Механические коробки передач редко встречаются на кроссоверах, да и не нужны они городскому автомобилю пробках. Другое дело — «робот», вариатор или классический «автомат». Хотя обычный АКПП, например, нечасто можно увидеть на китайских кроссоверах. Исключение — полноприводные Chery Tiggo 9, Changan CS95, Exeed TXL из класса SUV.
Отличить внедорожник от кроссовера можно и по снаряжению. Джипы оборудуются лебёдкой, фаркопом, многочисленными буксировочными проушинами, лестницей, на задней двери установлена полноценная запаска в чехле, а на крышу ставится большой багажник. На капоте зачастую расположен так называемый шноркель — чёрная труба, которая доходит до уровня крыши автомобиля и защищает двигатель от загрязнения песком, пылью и улучшает его охлаждение.
Техника разная, потребительская аудитория тоже разная. Следовательно, разнится и стоимость. Если обычный переднеприводный кроссовер без пробега на сегодняшний день стоит в России в среднем 3,2 млн рублей, то средневзвешенная цена внедорожника — 4,5 млн рублей. Плюс, надо понимать, что отличаются в стоимости и ТО (техническое обслуживание), страховка и транспортный налог из-за разных технических характеристик.
Итак, мы и разобрались, чем отличается кроссовер от внедорожника. Надеемся, теперь вам будет проще выбрать, какую машину купить. Если вы по-прежнему на распутье, то держите ещё пару советов.
Присмотритесь к варианту с покупкой кроссовера, если:
Купите внедорожник, если:
Одним словом, определитесь со спецификой использования своего будущего автомобиля и, само собой, изучите цены на новые и подержаные авто, составьте список лучших моделей, рассчитайте бюджет на покупку и техническое обслуживание, заправку. Потому что, несмотря на схожие формы очертания, внедорожники и кроссоверы отличаются, как день и ночь.