Что такое гибридный автомобиль и как он работает?

16 апреля 2025 14:50
199
Иван Беликов Автор «Выберу.ру»

Если «чистые» электрические машины пока остаются диковинкой в силу своей стоимости и нехватки инфраструктуры, то гибриды в отдельных странах уже сравнялись по реализации с классическими бензиновыми авто, как в Германии и Великобритании. В чём секрет популярности этого типа «электричек»? Какие бывают гибриды, популярны ли топливо-электрические автомобили в России и какие модели лучше выбрать? Ответы в материале «Выберу.ру».

Содержание статьи

Что такое гибридный автомобиль? Фото: нейросеть

Электрификация автомобильного транспорта стремительно шагает по планете. «Зелёные» машины уже занимают 15% от общего объёма глобальных продаж… в месяц. Вдуматься, пять лет назад  показатель составлял всего 4%! И с каждым месяцем, годом эта цифра будет становиться всё больше, учитывая всё более жёсткие экологические стандарты и прочее.

В октябре 2023 года Chery привезла в Россию два «плагина» — Tiggo 7 Pro и Tiggo 8 Pro. Под отечественным брендом Evolute собирают перелицованных «китайцев» Seres SF5 и Fengon Landian E5. Пользуются спросом и гибридные Tank 500 и Tank 700 от Great Wall Motor. И вот буквально несколько недель назад стало известно, что премиальный производитель полуэлектрических машин LiXiang из КНР осенью нынешнего года легально выйдет на российский рынок. Zeekr, один из китайских лидеров гибридизации, тоже подумывает над запуском официальных продаж. А представьте, что будет, когда снимут экономические ограничения и на российский рынок вернутся Volkswagen, BMW, Mercedes, Hyundai, Kia!

Но прежде, чем вникать в тонкости и разновидности гибридов, давайте разберёмся, что же такое гибридный автомобиль простыми словами?

Что такое гибридный автомобиль и как он работает?

Гибрид — машина, приводимая в движение двумя или более двигателями. Обычно это классический двигатель внутреннего сгорания и электромотор, которые конструктивно не связаны друг с другом. Такая конструкция обеспечивает высокую экономию топлива и лучшие разгонные, скоростные характеристики автомобиля.

Представьте, что педальный велосипед дополнили сзади электрическим моторчиком: можно как обычно крутить педали и получать дополнительное ускорение от двигателя, работающего от тока. Что на велике, что на машине эффект одинаковый: больше одновременной мощности, лучше ускорение. Можно и сэкономить ресурсы, если на какое-то времени выбрать что-то одно. В случае велосипедиста экономятся физические силы, а на машине – топливо.

Как работает гибридная силовая установка?

В отличие от топливных или полностью электрических машин, HEV (Hybrid Electric Vehicle) одновременно оснащаются двумя разными двигателями, такими как:

ДВС устанавливается под капот, а электромотор — на переднюю или заднюю ось в зависимости от привода. Под днище интегрируется накопитель электрической энергии, как на «чистых» электромобилях, но только гораздо меньшего размера.

В большинстве таких связок моторы работают вместе, передавая мощность на колёса. Однако встречаются в линейке гибридов и любопытные исключения.

Виды гибридных авто

Полуэлектрические силовые установки делятся на несколько типов – прежде на подзаряжаемые, так называемые «розеточные», и агрегаты, в которых не предусмотрена возможность зарядки от внешнего источника тока. У каждого вида гибрида есть свои плюсы и минусы.

Какие виды гибридных автомобилей бывают? Фото: нейросеть

Параллельный гибрид

Самый распространённый и, скажем так, образцовый вид электрифицированной силовой установки — параллельный, который обозначается аббревиатурой MHEV. В этой схеме обычный двигатель внутреннего сгорания на бензине или солярке и электромотор дополняют друг друга, имеют более или менее схожие мощностные характеристики.

Топливный и электрический компоненты могут приводить автомобиль в движение по отдельности или работать сообща. Можно, например, заглушить двигатель и проехать несколько десятков вёрст на электроэнергии, сэкономив горючее. А можно задействовать ДВС как генератор для выработки тока и подзарядки. Универсальная схема.

На некоторых новых моделях топливный мотор и вовсе подключается к колёсам лишь на определённых скоростях, после 60−70 км/ч, для обеспечения дополнительного крутящего момента и запаса хода, а с остальным легко справляется его электрический «родственник». Одним словом, режимов много, самое главное — бензиновый и электрический двигатели способны работать в унисон. Отсюда и название «параллельный гибрид».

Минус: Тяговая батарея в MHEV не заряжается от сторонних источников питания — только от ДВС или системы рекуперации, генерирующей ток на торможении.

Подзаряжаемые гибриды

Подключаемый гибрид (PHEV) или «плагин-гибрид» — это полуэлектрический автомобиль, батарею которого можно зарядить дома от обычной 220-вольтовой розетки или на зарядной станции. В зависимости от модели и пополнение энергоресурса до 100% занимает от 1,5 до 7 часов.

Ещё PHEV, как и параллельный гибрид, способен работать исключительно на электротяге. Причём дальнобойность в несколько раз выше по сравнению с MHEV и достигает 80 км. Закончился бензин? Не проблема! Переключился в электрорежим и добрался до заправочной станции.

Минус: Плагин-гибрид рекомендуется использовать только в смешанном режиме, то есть ездить на бензине и электричестве одновременно. Из-за большой массы электродвигателя и батареи, 300−400 кг, машина обычно очень тяжёлая — под две тонны. Следовательно, при одной только нагрузке на тепловой двигатель потребление топлива вырастает в разы.

Последовательные

Самый интересный и необычный тип гибрида называется «последовательный» или коротко EREV. Простыми словами, это чистая электрическая машина с зарядкой на ходу. У неё нет даже коробки передач — трансмиссия односкоростная, как на электрокаре. Электромотор вращает колёса, тогда как бензиновый двигатель внутреннего сгорания не подключён к приводу и предназначен исключительно для подзарядки тягового аккумулятора.

Да-да, получается электромобиль с генератором, вырабатывающим ток. Экологичностью, как на настоящем электромобиле, тут, конечно, не пахнет. Зато заправил полный бак на АЗС и обеспечил запас хода на 1000−1300 км. Бензиновый мотор в качестве генератора расходует всего-навсего 2,5−4 литра на 100 км, а батарея, способная и так обеспечить 300−400 км запаса хода, заряжается до тех пор, пока не закончится топливо в баке.

Минус: К розетке последовательный гибрид не подключается и заряжается исключительно от ДВС. На бензине для «генератора», к сожалению, не сэкономишь.

Мягкие гибриды

С тем, что такое гибрид в машине, мы с вами в целом разобрались. Однако надо понимать, есть и электрические довески, которые нельзя назвать полноценным двигателем. Скорее, это стартер-генератор, помогающий бензиновому или дизельному агрегату.  Именно к такому типу относится так называемый «мягкий» гибрид (MHEV).

Небольшой электромотор выдаёт обычно не больше 30 л. с. Установка полезна на разгоне и подъёме в гору, так как придаёт машине дополнительную мощность. Плюс, можно сэкономить от 5% до 10% горючего. А стоит такой бензо-электрический автомобиль ненамного дороже топливных моделей.

Минус: В отличие от HEV и PHEV «мягкий» гибрид напрочь лишён электротяги. Передвигается такая машина только с включённым ДВС.

Плюсы и минусы гибридных автомобилей

На сегодняшний день машины с двойной силовой установкой занимают второе место в списке продаж после классических бензиновых. В большинстве стран гибриды уже опередили по продажам дизельные авто. Но в чём же их преимущества и недостатки?

Достоинства

Главное достоинство полуэлектрических машин — экономия топлива. В среднем такие автомобили расходуют на 20−25% меньше горючего, чем обычные модели с ДВС.

Само собой, нужна ещё и подзарядка, но даже самое дорогое электричество дешевле бензина. А если ездить на «розеточном» гибриде, который можно зарядить в бытовых условиях, то вообще красота! В год можно сэкономить 10−15 тысяч рублей, если обычно на заправку уходит 55−60 тысяч рублей.

Сочетание двух совершенно разных моторов обеспечивает отличную динамику хода. Машина плавно и быстро разгоняется, а также эффективнее тормозит за счёт особенностей работы силового агрегата.

В отличие от электромобилей, 95% гибридам не нужна зарядная инфраструктура, которой, например, в России очень мало. Можно обойтись розеткой или зарядиться прямо на ходу от бензинового / дизельного движка или системы рекуперации энергии на торможении.

Недостатки

Гибридный автомобиль — это дорогое удовольствие. В среднем по России новая машина стоит около 7,3 млн рублей, а поддержанная обойдётся вам в 2,4 млн рублей. И там, и там дороже в два раза, чем автомобили с обычным двигателем. Ремонт и обслуживание, понятное дело, тоже недешёвые. Продвинутые технологии они такие – дорогие.

Гибриды нужно постоянно подзаряжать, ездить только на бензине крайне невыгодно! «Пустой» электрический довесок превращается в балласт, увеличивающий расход топлива так, что вся экономия вылетает в трубу.

Как и на смартфонах, планшетах, аккумуляторная батарея на гибридных автомобилях теряет заявленную ёмкость с каждой разрядкой и зарядкой. Будьте готовы к тому, что через 8−10 лет эксплуатации она совсем придёт в негодность.

Сейчас замена стоит от 400 тысяч до 1 млн рублей в зависимости от марки и модели машины. Так что осторожнее с покупкой б/у гибрида с большим пробегом!

Пользуются ли гибридные автомобили спросом в России?

Да, продажи гибридных авто в нашей стране растут семимильными шагами. Если в 2020 году россияне купили всего 300 новых легковых машин с комбинированной силовой установкой, то в 2024-м — 62 тысячи! Да и доля в общем объёме продаж выросла с 0,02% до 4%.

Сколько стоит гибридный автомобиль в России? Фото: нейросеть

Факторов такого стремительного роста множество: льготы по транспортному налогу и при регистрации, государственные субсидии на покупку. Плюс, всё больше и больше гибридов появляется в российских продажах официально. Это немаловажно, потому брать высокотехнологичную машину по «серой» схеме, т. е. без гарантии и технического обслуживания – такой себе вариант.

Так что сегмент гибридных машин в России и мире развивается очень интересно. В отличие от электромобилей, производство и продажи которых «забуксовали» в последние полтора года, этот сегмент автопрома имеет очень неплохие перспективы.

Теги: Авто