Машина – не роскошь, а средство для передвижения? Безбородый мужчина из романа «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова был неправ. На аукционах и при индивидуальных заказах на заводах покупатели платят десятки миллионов долларов только ради того, чтобы пополнить свою автоколлекцию и потешить самолюбие. Рассказываем о рекордных ценниках и запредельных ставках на торгах…
Может ли коллекционная модель машины стоить под $150 млн? Ещё пару лет назад аналитики аукционных продаж покрутили бы у виска при ответе на подобный вопрос. Рекордная ставка никогда раньше не превышала $50 млн: первую строчку на протяжении четырёх лет удерживала Ferrari 250 GTO, проданная в 2018 году за $48,4 млн. Потому 5 мая 2018 года на аукционе RM Sotheby's в Штутгарте состоялось историческое событие: суперкар Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe ушёл с молотка за невероятные $142 млн.
Чем машина 1955 года выпуска так привлекла неназванного коллекционера? Начнём с того, что для своих времён 300 SLR был уникальным авто. Своим изящным силуэтом и аэродинамическими формами машина напоминает современный спортивный Mercedes SLS «Крыло чайки». Купе оснащён мотором мощностью 310 л. с. и способен разогнаться до рекордных для середины 50-х годов 290 км/ч. При этом даже по меркам современных спорткаров 300 SLR весит всего 900 кг. Гоночный болид, а не дорожная машина.
Из семи экземпляров к нашему времени уцелели лишь два: оба находились в музее Mercedes в Штутгарте. В компании много лет категорически отказывались продавать хотя бы одну машину. Не удивительно, что когда одно из шасси всё-таки выставили на аукцион, ставка поднялась до невиданных ранее пределов. Для понимания, предыдущий рекорд Mercedes установила в 2013 года, продав за $34,4 млн гоночный Mercedes W196, на котором Хуан-Мануэль Фанхио стал чемпионом мира Формулы 1 в 1954 году.
Раритетный автомобиль Ferrari – мечта любого коллекционера. Шутка ли, восемь мест в топ−10 рейтинга самых дорогих аукционных машин в истории принадлежат знаменитой итальянской марке. Возглавляет этот рейтинг гоночная модель Ferrari 330 LM / 250 GTO, проданная осенью прошлого года за $51,7 млн.
Что отличает самый дорогой лот «Гарцующих жеребцов» от других? В первую очередь, богатая гоночная история: победы в своих классах в таких престижных автоспортивных соревнованиях, как «24 часа Ле-Мана» и «1000 км Нюрбургринга». Плюс, проданное шасси 3765 LM – одно из немногих, которое в кузовных гонках эксплуатировала заводская команда Ferrari, а не частники. За прошедшие шесть десятилетий машина завоевала немало наград на выставках классических автомобилей и получила признание от автомобильных изданий как один из лучших спорткаров в истории.
Перед аукционом RM Sotheby's в Нью-Йорке в ноябре прошлого года прогнозировалось, что Ferrari 330 LM / 250 GTO будет продана $60 млн. Аналитики ошиблись на $8,3 млн, но второе место в истории лот занял уверенно, уступив только недосягаемому Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe.
Есть ли предел роскошности машины? Глядя на кабриолет Rolls-Royce Boat Tail, понимаешь, что нет. Это официально самый дорогой в мире автомобиль, когда-либо выходивший с завода. Стоимость одного из трёх экземпляров составила невероятные $28 млн, т. е. 2 млрд рублей по нынешнему курсу!
Ладно, редкие коллекционные машины – но за что такие деньги за новенькое авто, спросите вы? Дело в эксклюзивности. Три существующих на сегодняшний день Rolls-Royce Boat Tail собраны и выкрашены вручную, все 1813 деталей в машине – это тоже предмет ручной работы. Фактически это не серийная, а кастомная модель.
Салон – это своя отдельная история. Взять, например, вторую комплектацию, построенную по заказу бизнесмена, пожелавшего остаться неизвестным: отделка из золота, бронзы, алюминия, хрусталя, часы Bovet 1822 с корпусом из 18-каратного белого золота, встроенные холодильник и телескопический столик в районе багажника. Да, шикарно водить не запретишь.
На разработку и выпуск каждого из трёх экземпляров Rolls-Royce Boat Tail ушло четыре года.
Казалось бы, что делает кабриолет 1935 года выпуска (!) в рейтинге исторических спорткаров и гоночных прототипов? А вы не смотрите на морально устаревший облик и почти вековой возраст, ибо Duesenberg Model SSJ – настоящая находка для коллекционеров-олдтаймеров.
В довоенные годы этот дорожный автомобиль, оснащённый 400-сильным турбомотором, был самым быстрым в мире и разгонялся до 225 км/ч. При этом по роскоши родстер не уступал Rolls-Royce и Bugatti, лидерам сегмента легковых машин класса люкс. Уникальности SSJ добавляет и тот факт, что машина была построена всего в двух экземплярах, владельцем одного из которых стал популярный в то время голливудский актёр Гэри Купер.
После войны Купер продал суперкар известному гонщику Бриггсу Каннингему. Спустя десятилетия, в 2018 году, шасси с индексом SSJ−563/2594 ушло с молотка на аукционе за рекордные для американских довоенных авто $22 млн.
Необязательно автомобилю должно быть полвека или больше, чтобы ставка на торгах улетела в космос, как в случае с Duesenberg. Самый яркий тому пример – суперкар McLaren F1. В 2021-м модель 1995 года была продана на аукционе за рекордные для этой модели $20,5 млн.
Что привлекательного в машине британской компании? В 90-х суперкар произвёл настоящий фурор в автомобильной индустрии. Построенный с применением технологий гонок Формулы 1 и выпущенный лимитированной серией – всего 64 дорожные машины, – McLaren F1 стал на тот момент самым дорогим в мире спорткаром. И на протяжении 12 лет, с 1993 по 2005 год, эта модель удерживала рекорд максимальной скорости среди серийных автомобилей – 371 км/ч.
Добавил ценности лоту – 25-му по счёту шасси с индексом 029 – на аукционе тот факт, что за 26 лет машина проехала всего-навсего 387 км, т. е. в среднем по 14 км в год. Это как раз к слову о роскоши и средстве для передвижения.
До появления Bugatti La Voiture Noire звание самого дорогого нового автомобиля в мире удерживал Pagani Zonda HP Barchetta. Cуперкар, посвящённый основателю итальянской марки Горацио Пагани, отличается необычным внешним видом: задние колёса прикрыты карбоновыми щитками, место лобового стекла занимает усечённый ветровик, а крыши вообще нет. Кузов спайдер выполнен из специального материала Carbo-Triax HP52 и обладает очень высокой жёсткостью. А оснащена машина атмосферным двигателем V12 мощностью 800 л. с. и разгоняется до 355 км/ч.
Эксклюзивности машине добавляет тот факт, что Pagani выпустила всего три штуки Zonda HP Barchetta. Ах да, ещё Barchetta – официально последняя модель Zonda. Отсюда и баснословная цена в $17 млн.
Список автомобилей с рекордными ставками на торгах и ценниками с завода меняется с каждым годом. Может быть, через 30−40 лет Rolls-Royce Boat Tail, Pagani Zonda HP Barchetta и McLaren F1 станут раритетами и возглавят список, сместив ныне недосягаемый Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe или как минимум обгонят череду машин Ferrari. McLaren F1, к слову, уже в топ−15 рейтинга за всю историю. Или «старички» вроде Duesenberg Model SSJ удержатся впереди ещё не одно десятилетие? Кто знает, время покажет.