Как описать китайский автопром несколькими словами? Ярко, красиво недорого, но… сомнительно. Автомобили из КНР, которых с каждым днём на российских дорогах всё больше, действительно классно смотрятся, оснащены ультрасовременным оборудованием — ничуть не хуже «европейцев» или «корейцев». С другой стороны, к качеству и надёжности есть большие-пребольшие вопросы — скептики и критики не дадут соврать. Чего больше в авто из Поднебесной, плюсов или минусов — поищем ответ и на этот вопрос. Итак, мы собрали для вас рейтинг пяти самых популярных китайских машин на российском автомобильном рынке по итогам 2023 года.
В прошлом году поставки автомобилей из КНР в Россию увеличились на 543%, а доля импорта «китайцев» на российский автомобильный рынок выросла с 16 до 70%!
Вдумайтесь, три года назад в топ−30 самых продаваемых иномарок была всего одна китайская машина, причём на 18-м месте. Теперь в топ−15, по данным «Автостата», – 11 машин из Поднебесной.
Есть только большое «но»: типичный китайский подход – «красивая обёртка, сомнительная начинка» на все 100% применим и к автопрому. Наберите в поисковике фразу «у китайской машины….», и в подсказках вы получите: «Отвалилась задняя ось», «Сломалась педаль газа», «Отвалились колёса», «Не сработала подушка безопасности». Встречаются рассказы водителей, как на морозе отказывают вспомогательные системы активной безопасности или даже тормоза! Бывает и так, что при небольшом ДТП машина получает несопоставимые повреждения, причём там, где их не должно быть вообще.
Это не значит, что подобное с авто из Китая случается сплошь и рядом, но это повод дважды подумать перед покупкой, посоветоваться со знакомыми специалистами и экспертами. Ещё совет: выбирайте только топовые модели – желательно те, что построены при помощи европейских компаний. Хоть какой-то баланс будет между красотой, доступностью и качеством.
Haval F7 — 29 889 проданных машин в 2023-м.
Цена: от 2,3 млн рублей.
Почему китайские автомобили пользуются популярностью в России? Одна из главных причин лежит на поверхности: ведущие мировые автопроизводители закрыли свой бизнес в нашей стране и освободили дорогу китайцам. Однако дело не только в этом. Просто посмотрите на паркетник Haval F7, открывающий наш рейтинг – это же идеальный пример!
Без шильдика распознать «китайца» в этой машине нереально. Оно и неудивительно, ведь проектированием занимался Пьер Леклер, дизайнер немецких BMW X5 и X6, британского Mini Countryman. Европейский автомобиль, да и только. На выбор покупателя есть две версии: обычная и купеобразная, причём по одинаковой стоимости — никакой доплаты.
Внутри салона машина выглядит не хуже, чем снаружи: 9-дюймовый дисплей, шесть динамиков, датчики света/дождя, четыре подушки безопасности, задний парктроник, круиз-контроль и множество различных систем безопасности. Под капотом в зависимости от модификации — 1,5-литровый турбированный движок мощностью 150 л. с. или 190-сильный турбомотор объёмом 2 литра. И всё это по цене от 2,3 млн рублей: сравните с 8,8 млн за BMW X5 с пробегом 50 тысяч км. Как тут не повестись, да?
Недостатки: Плохое качество лакокрасочного покрытия, высокий расход топлива – 11,5 литров / 100 км, быстро разряжается аккумулятор.
Omoda C5 — 37 667.
Цена: от 2,5 млн рублей.
4,4-метровый китайский кроссовер Omoda C5 стоит особняком от других лидеров российского рынка. Продажи этой модели, созданной Chery специально для России и Казахстана, начались в ноябре 2022 года. И за каких-то полтора года новинка вышли на четвёртую строчку по продажам на российском рынке! В Казахстане, к слову, модель зашла автовладельцам намного хуже, по итогам прошлого года заняв только 16-е место.
Omoda выделяется своим броским экстерьером, сполна оправдывая название: стильная радиаторная решётка без рамок, выштамповки, придающие очертаний силуэту; модный эффект парящей крыши, аэродинамический козырёк над задним стеклом, задние фонари с 3D-эффектом. Красота, одним словом.
Салон C5 выглядит не менее модно-современно, чем внешний облик: два дисплея по 10 дюймов на передней панели, беспроводное подключение Apple CarPlay, анатомические сиденья – с электроприводом в первом ряду. Из физических кнопок только запуск мотора и открывание багажника, остальные – сенсоры.
Интересно, что Omoda представлена в трёх комплектациях, но отличаются версии только по оснащению салона. Вариаций в техническом плане нет: только 147-сильный полуторалитровый турбомотор и передний привод.
Недостатки: Низкий для кроссовера дорожный просвет – 150 мм, хотя в техническом паспорте заявлено 190 мм. Также автовладельцы жалуются на то, что машину болтает по дороге на больших скоростях.
Geely Coolray — 38 188.
Цена: от 2,3 млн рублей.
В 2020 году модный компактный кроссовер Geely Coolray ворвался на российский автомобильный рынок, сходу взлетев на вторую строчку по продажам среди «китайцев» и уступив только Haval. С тех пор эта модель стабильно находится в топ−3: второе место в 2020-м – 15 475 штук, третье в 2021-м – 24 584, третье в 2022-м – 24 419 и снова третье 2023-м – 84 019. Просто для понимания, нынешний уровень вполне сопоставим с докризисными темпами продаж корейской Kio Rio: 88 064 экземпляров в 2020-м.
Показательная динамика, да? Покупателей даже не отпугивает тот факт, что прайс Geely за три года вырос с 1,5 млн до 2,3 млн рублей в базовой комплектации. Есть все основания полагать, что удержит паркетник свои позиции и в 2024-м, учитывая недавний выпуск рестайлинговой модели, прошедшей основательную модернизацию.
Что же так привлекает автолюбителей в Geely? Симпатичный спортивный внешний вид, идеальное сочетание дизайна интерьера с эргономикой салона. При этом даже базовая комплектация выглядит шикарно: современная медиасистема, круиз-контроль, кондиционер, дистанционный запуск двигателя, и. т. д. Ходовые качества тоже радуют: Geely за 8,4 секунды разгоняется до 100 км/ч, что для кроссовера с 150-сильным 1,5-литровым турбомотором весьма солидно.
Недостатки: Мало электрических опций, а именно, нет подогрева лобового стекла, климат-контроля беспроводной зарядки, датчиков света и даже радио. Большой расход топлива – 12,5 литров / 100 км по городу.
Chery Tiggo 7 Pro — 53 177.
Цена: от 2,7 млн рублей.
Ещё в докризисные для российского автомобильного рынка времена среднеразмерный паркетник Chery Tiggo 7 Pro снискал звание бестселлера среди китайских машин. В 2021-м в России было реализовано 14 тысяч экземпляров, а спустя два года, с началом китайского бума, объём продаж подскочил в 3,5 раза – до 53 тысяч!
Получил Chery Tiggo 7 Pro признание не в последнюю очередь благодаря популярности своих предшественников Tiggo 4, Tiggo 7 и Tiggo 8. Ведь во многом именно с этой марки началась популяризация китайского автопрома в России в 2010-х и развенчание мифа о плохом качестве продукции из КНР. Машины Tiggo неприхотливы в обслуживании, отличаются надёжной работой мотора, электроники и других компонентов, устойчивы к коррозии.
Новая Tiggo 7 Pro построена с привлечением специалистов из других стран: подвеской занималась британская Lotus, дизайном – итальянские Pininfarina, Bertone, а в конструкторских работах посодействовала японская Mitsubishi. При этом ценник не улетел в космос и остался на доступном по меркам китайских авто уровне – 2,7 млн рублей. Сравните со схожим по размерности и характеристикам Volkswagen Tiguan, который обойдётся покупателю минимум в 4,5 млн рублей.
Недостатки: Нет полного привода и большая масса 1540 кг, что затрудняет поездку по бездорожью.
Haval Jolion — 58 229.
Цена: от 1,9 млн рублей.
Мини-кроссовер Haval Jolion занял первое место в рейтинге самых продаваемых китайских автомобилей в 2023-м и стал третьим в общем списке после российских Lada Granta (206 тысяч проданных авто) и Lada Niva (92 тысяч). В чем залог успеха?
Паркетник можно купить за относительно небольшие 1,9 млн рублей – для своего сегмента точно, тем более в нынешние непростые времена. Предлагается «Джолион» в семи разных модификациях, имеет версии на «механике» и «автомате», с передним или полным приводом.
Машина смотрится интересно, имеет солидный дизайн и неплохой интерьер – салон с продвинутым функционалом. Радует и экономичность 1,5-литровой «турбочетвёрки» под капотом: 6,1 л на 100 км на трассе и 9,9 л по городу. Замена корейскому бестселлеру Hyundai Creta, причиной популярности которого тоже было соотношение цены, опциональности и качества? Не совсем, но об этом дальше.
Недостатки: Плохая шумоизоляция, нет регулировки руля по вылету, маленький багажник – на 337 литров. Медленный разгон с 0 до 100 км/ч – 9,8 секунды.
Яркая и броская внешность, богатое базовое оснащение и доступная стоимость – это одна сторона медали. Проблемы и недочёты случаются даже у топовых китайских автомобилей: расход топлива выше указанного в паспорте, нехватка базовых опций, как подогрев лобового стекла. Складывается впечатление, что про некоторые опции разработчики вообще забывают.
Так что даже при покупке Haval, Chery или Geely непременно обзаведитесь расширенными страховками КАСКО, ОСАГО и многолетней гарантией на своего нового «железного коня». Эх, когда уже китайцы найдут идеальный баланс между эстетикой и качеством….