Вождение автомобиля, особенно с механической коробкой, – нелёгкая задача для новичков. Даже максимально возможных 56 часов практики в автошколе часто не хватает, чтобы научиться безопасно управлять авто и побороть страх самостоятельной езды. В идеале после получения водительского удостоверения набираться практики лучше с опытным частным инструктором со стажем. Если такой возможности нет, начать уверенно ездить на машине можно и своими силами.
Перед тем как водить машину, необходимо:
Различным азам обучают в автошколе. Здесь можно освоить основы вождения автомобиля для начинающих с объяснением устройства авто, особенностей управления им. Но всего предусмотреть невозможно, поэтому рано или поздно на дороге возникнет такая ситуация, о которой в автошколе не рассказывали.
Обязанность по проверке и обеспечению исправности транспортного средства регламентируется п. 2.3 ПДД. Некоторые неисправности – рулевого управления, тормозов, фар, габаритных огней и др. – запрещают вождение и на легковых, и на грузовых авто.
Перед тем как кататься на машине, важно проверить:
Новички должны насторожиться при любом нестандартном поведении автомобиля. Если опытный водитель по шуму двигателя может определить степень серьёзности неисправности, то те, кто недавно за рулём, не почувствуют этого – лучше отложить поездку до выяснения причины.
Теорию вождения автомобиля для начинающих преподают в автошколах. Для категории «В» стандартно на это отводится полных 130 часов, но есть индивидуальные экспресс-форматы, где информацию подают сжато, а цены ниже. Запишитесь в такую, которая соответствует вашим целям, чтобы не пришлось доучиваться после окончания автошколы.
В базовый курс со стандартной стоимостью входит изучение:
Существуют школы, где теорию изучают онлайн, иногда в комбинированном формате. Занятия обычно проводятся от 2 до 4 раз в неделю, в среднем студенты занимаются около 3 месяцев при обучении на категории В, С. Для водителей с ВУ и опытом бывают курсы контраварийного или услуги фигурного вождения, которые помогут улучшить результаты вождения и позволят отработать сложные элементы.
Как получить знания дополнительно:
В идеале учат теорию частями – параллельно с практикой, и только потом сдают экзамены. Поэтому не всегда имеет смысл заранее осваивать ПДД.
Личные уроки вождения для начинающих необходимо организовывать в зависимости от того, на авто с какой коробкой передач будете ездить. Многие советуют начинать с учебной «механики» и с нашей (отечественной) машины. Но этот вопрос спорный – если у вас уже есть авто на «автомате» и переходить на МКПП не планируете, нет смысла тратить силы и время на более сложную коробку для новичков – как женщин, так и мужчин.
Перед тем как управлять машиной, важно научиться заводить её правильно. Порядок действий:
До того как заведёте авто, необходимо подготовиться к поездке:
Не все авто оборудованы ключами зажигания. В некоторых вариантах есть специальные кнопки, они могут называться Engine, Start-Stop и др. Необходимо нажать на кнопку и удерживать около 2 секунд до запуска двигателя. Также отличный и процесс на автомате – нужно установить рычаг в позицию паркинга (находится в самом верху), нажать на тормоз, чтобы машина случайно не поехала, затем нажать кнопку или повернуть ключ в замке.
Один из самых сложных этапов для водителей-новичков – умение работать с педалью сцепления и не глохнуть в начале езды. Техника комфортного движения с места:
Принцип – не отпускать сцепление до конца и найти ту точку, в которой машина едет, но не глохнет. В авто разных марок она может находиться в разном положении. Именно поэтому при поездке на новой для вас машине рекомендуют попробовать сцепление и убедиться в безопасности собственного движения.
Подготовка к вождению для начинающих на механике с нуля обязательно предполагает обучение правильному торможению. Есть два полезных приёма на выбор:
В первом случае происходит «превращение ТС в телегу» – при выжатом сцеплении разрывается передача крутящего момента и колёса вращаются по инерции. На скользкой городской дороге этим способом пользуются опытные мастера, иначе возможен занос. Также не стоит применять выжатое сцепление при движении на спуске. В таких экстремальных условиях нужно тормозить двигателем, то есть снижать скорость педалью тормоза, чтобы крутящий момент передавался на колёса равномерно, а машина оставалась устойчивой. Кроме того, в этом случае едущие сзади авто увидят горящие стоп-сигналы и смогут вовремя замедлиться. Также аварийка негласно может применяться для того, чтобы сказать спасибо пропускающему вас авто.
На авто с МКПП водитель самостоятельно выбирает скорости в отличие от машин на автомате, где за это отвечает электронная начинка. Использование передач должно стать автоматическим навыком – в идеале водитель не будет думать, какую скорость выбрать в той или иной ситуации. Но такое возможно только при регулярной практике.
Для переключения передачи нужно:
При переключении передач нужно ориентироваться на текущий скоростной режим:
Это усреднённые показатели, поскольку машины ведут себя по-разному. Например, некоторые могут на 3-й передаче идти на скорости до 60–65 км/ч, а в других уже на 50 км/ч нужно переключаться на 4-ю.
Включение задней передачи организовано по-разному. Например, в некоторых автомобилях для этого нужно приподнять резиновое кольцо на ручке, а в других она включается, как обычная скорость, но может находиться вверху или внизу. В остальном процедура та же – полностью выжимается сцепление, устанавливается задняя передача, слегка приподнимается педаль сцепления для начала движения.
Для уверенного движения задним ходом необходимо проработать плавное нажатие педали сцепления, поскольку ехать нужно очень медленно, особенно если выезжаете со стоянки или другого узкого участка. Ориентироваться в пространстве можно по боковым зеркалам или смотреть в заднее стекло развернувшись – это необходимо для контроля. Иногда на боковые зеркала ставят дополнительные маленькие. Во втором случае можно на время отстегнуть ремни, чтобы они не сковывали движения и не создавали сложности. При сильно ограниченном обзоре лучше воспользоваться помощью третьих лиц – этого прямо требуют ПДД.
Парковки – ещё одна головная боль выпускников автошколы. В структуру практического экзамена входят два обязательных элемента:
Парковка имеет такие особенности – правила для «чайников»:
Один из сложных элементов для новичков – парковка задним ходом, а также параллельная. Причём в автошколе ученики часто тренируются на автодроме или специальной площадке и ориентируются по столбикам или конусам. Из-за этого в реальной жизни сложно припарковаться между стоящими автомобилями.
Если стоите на подъёме, тронуться с места на одном сцеплении получится не всегда – машина поедет назад и заглохнет. Для этого в автошколах отрабатывают систему под названием «эстакада» – трогаться здесь нужно «с ручника», то есть с поднятым стояночным тормозом нажать на педаль газа и опустить ручник, но только когда авто начнёт вибрировать. Машина получает толчок и заезжает на горку.
Пошагово это выглядит так:
Въехать на горку можно и без применения ручника, но для новичка велика вероятность отката.
Современная машина с АКПП для новичков – более лёгкая в управлении, поскольку в ней можно сосредоточиться на потоке машин и не отвлекаться на переключение передач. Здесь есть четыре основных режима:
Стандартно в таких легковых авто две педали – газа и тормоза. То есть процесс езды заключается в том, чтобы регулировать с их помощью скоростной режим, а передачи будет выбирать электроника.
Чтобы преодолеть состояние страха, нужно набраться мастерства – без достаточного количества практики сделать это невозможно. Только когда водитель будет уверен в своих действиях, научится вести себя в разных ситуациях на дороге, он сможет не испытывать ощущение тревоги перед каждым выездом, особенно на оживлённые огромные трассы.
Если боитесь садиться за руль:
Пока не наберётесь опыта, избегайте негатива, связанного с вождением. Например, нежелательно смотреть ролики о ДТП, чтобы не проецировать ситуацию на себя. Когда приобретёте знания и овладеете навыками, такие видео могут быть полезны.
Ещё одна сложная задача для начинающих – понимание габаритов машины. Если со стороны водителя легко понять, где вы находитесь в пространстве, то правым бортом новички часто цепляют бордюры, кусты, деревья и другие препятствия. Проблема возникает из-за непонимания габаритов – проезд узких пространств, парковка, особенно задним ходом.
Совет только один – практика, срок которой определяется индивидуально. Но есть и общие рекомендации:
Особенно сложно научить себя чувствовать габариты при движении задом. Для этого в автошколах используют простое упражнение – «змейку». Двигаясь между конусов, новички не только учатся медленно ездить и работать педалью сцепления, но и ощущать габариты автомобиля в пространстве.
Начать самостоятельное вождение сложно психологически, ведь новичкам не хватает опыта и полной уверенности, чтобы чувствовать себя готовыми. Кроме того, многие на дороге не соблюдают правила и делают совсем не то, чего ждут от них другие водители. Эта непредсказуемость опасна для новичка, а быстро реагировать он часто не умеет.
О чём важно помнить:
Не забудьте наклеить на авто жёлтый прямоугольник с восклицательным знаком, даже если не хотите. Так другие водители узнают, что за рулём новичок, и, возможно, будут более снисходительны к вашим ошибкам. Более того, этот знак является обязательным для каждого водителя, если после получения ВУ прошло менее 2 лет.