Научиться водить машину с нуля проще, чем кажется на первый взгляд. Сложнее разобраться, как и с чего начать вождение, чтобы получить необходимые навыки и сдать экзамен в ГИБДД на водительские права. Рассказываем, как стать автомобилистом и какие проблемы часто встречаются на пути начинающего водителя.
Первый совет любому начинающему водителю: поймите, что вождение автомобиля — серьезная ответственность. Человек за рулём отвечает не только за себя, но и за здоровье и жизнь своих пассажиров, других водителей и пешеходов.
Чем быстрее вы разберетесь в себе, тем лучше. Бывает так, что, даже сдав экзамен в автошколе, человек вдруг понимает: «Нет, я психологически не готов водить, это не моё».
Если ваш внутренний голос говорит: «Да, я готов (а)», то вперёд. Выберите подходящие курсы вождения, предварительно почитав отзывы и поговорив со знакомыми автолюбителями, поступайте на учебу и начинайте… штудировать теорию. Да-да, теорию!
На первых уроках вы узнаете основные положения ПДД, такие как знаки и их разновидности, ограничение скоростного режима в городе и на шоссе, в жилых кварталах. Вы познакомитесь со строением и разновидностями дорог, узнаете, чем отличается левостороннее движение от правостороннего. Само собой, преподаватели вкратце расскажут вам, как технически устроено само средство для передвижения — не досконально, но достаточно для того, чтобы получили вы понимали, как устроен и ездит автомобиль. Для начала трех-четырех лекций при условии тщательного изучения конспектов дома вам хватит, чтобы перейти от теории к практике. Сесть за руль станет уже не так страшно, тем более старт практической части обучения будет постепенным.
Итак, вы посетили первые уроки вождения и готовы совмещать теорию и практику. Возникает один из самых интересных вопросов для любого начинающего автомобилиста: «На какой машине я буду учиться?» Не во всех автошколах предусмотрена опция выбора, и это даже хорошо, поскольку ученику не нужно ломать голову. Что дали — на том и учись.
Если варианты всё-таки есть, то держите главный совет: между комфортом в ходе обучения и широким диапазоном навыков надо выбирать последнее. Условная иномарка KIA Rio имеет более удобный салон, лучший обзор зеркал и просто более приятна в управлении, чем, скажем, отечественная «Лада Калина». Но на менее комфортной «Калине» вы освоитесь быстрее, научитесь чувствовать машину и дорогу и после завершения курсов сможете водить практически любое авто категории B.
То же самое касается и выбора между автоматической и ручной коробкой передач. Да, на первых занятиях придется попотеть со сцеплением и переключением передач. Зато после завершения курсов вы сможете при необходимости пересесть с «автомата» на «механику». Обучение на АКПП такой свободы действий вам не даст. Выбор, конечно, за вами, но правило «тяжело в учении — легко в бою» на все 100% применимо к автокурсам.
Нервничаете перед первым занятием за рулём? Напрасно! Ни в одной автошколе вас сходу не погонят на городские улицы. Дальше автодрома с конусами и горкой вы точно не поедете, а разгонитесь там максимум до 10 км/ч. Страшно? Наверное, нет. Плюс, рядом с вами на пассажирском сиденье будет сидеть автоинструктор, у которого под ногами дублирующие педали. Бояться, одним словом, нечего, ну или почти нечего…
Знаете, о чём надо беспокоиться? Чтобы вам попался адекватный и приятный в общении инструктор. И это, к сожалению, рулетка — как повезёт. Если попался нервный «дядька», который постоянно кричит на вас матом и не может ничего толком объяснить, бегите немедленно в автошколу и вежливо попросите поменять наставника. Обычно такие вопросы урегулируются без проблем.
Повернуть ключ в замке зажигания, выжать сцепление, если вы выбрали машину с механической коробкой, включить передачу, отпустить сцепление и плавно нажать на педаль газа, чтобы тронуться с места, — это ещё полдела для начинающего водителя. Главные сложности возникают на ходу, причем даже на площадке: автомобиль резко реагирует на движения руля и не слушается, едет рывками и при нажатии на педаль тормоза останавливается как вкопанный. Всё пропало? Подождите впадать в уныние и думать, что вождение не для вас!
Так что практика, практика и ещё практика. Только по мере наката можно почувствовать машину, её габариты и найти идеальное усилие при нажатии на педали. Многократное повторение упражнений на автодроме, такие как змейка, разворот в ограниченном пространстве, параллельная парковка и заезд в бокс задним ходом, помогут вам быстрее освоиться.
Ну что, освоились на автодроме? Научились рулить, правильно нажимать педали и переключать скорости коробки передач? Тогда вперёд в город! В среднем между первым занятием на площадке и выездом в поток на улицу проходит четыре-пять занятий по 90 минут. Шумахером за эти 6−7,5 часов вы, конечно, не станете, но полученных навыков вкупе с выученными правилами дорожного движения вам хватит для поездки с инструктором.
Ключевые советы:
С первого занятия в городе вы почти наверняка приедете в стрессовом состоянии, и это нормально. Однако каждым следующим уроком выезд на улицы вам будет даваться всё легче. Только не зазнавайтесь, поскольку, запомните, излишняя самоуверенность на дороге – прямой путь к ДТП.
Вызубрив правила дорожного движения и откатав обязательные 54 часа с автоинструктором, вы выйдете на экзамены. С практической частью у курсантов обычно проблем больше, чем с теоретической. Всё-таки проехать с под присмотром сотрудника ГИБДД, выполнить все его требования, такие как разворот, поворот парковка — это далеко не ответы на 20 вопросов в экзаменационном билете. Что тут можно посоветовать?
Срок обучения в автошколе — три-четыре месяца, однако становление водителя не ограничивается теоретическими и практическими курсами и даже успешной сдачей экзамена в ГИБДД. Следующий этап роста — это самостоятельный выезд после получения водительских прав, своего рода преодоление страха езды без инструктора под боком. А дальше всё индивидуально: зависит от наката, личностных качеств. Кому-то хватит и нескольких месяцев, а кому-то — мало года и даже нескольких лет.
В конце концов надо понимать, что научиться водить — это не просто сел за руль и поехал. Водитель должен быть постоянно начеку, предвидеть обстановку на дороге и обладать быстрой реакцией на дорожную ситуацию. Этому в автошколе не научат, такие навыки приходят только с опытом. Лёгких вам дорог, ни гвоздя, ни жезла!