Категории водительских прав определяют, каким типом транспортного средства может управлять водитель. Кроме базовых категорий (В, С и др.), имеются подкатегории. Все они обозначаются буквами и цифрами, указываются в водительском удостоверении. Садиться за руль можно только в ту машину, которая соответствует указанной в правах категории, иначе возможен штраф.
Вся информация в водительском удостоверении разделена на строки и столбцы. Категории стандартно указаны буквами, подкатегории могут прописываться буквами и цифрами. Каждый из разделов имеет собственное устройство и выглядит по-разному:
Когда ВУ выдано, для добавления новых категорий владельцу авто необходимо менять водительское удостоверение, поскольку вписать новые отметки вручную нельзя. Также замена ВУ с переносом открытых категорий обязательна и в других случаях, например, при смене фамилии.
Какая категория на легковой автомобиль действует, можно посмотреть на обратной стороне водительского удостоверения. Здесь печатают таблицу из четырёх столбцов:
Кроме того, водительские категории указаны на лицевой стороне карточки – они расположены внизу справа под строкой № 9.
Есть и другие варианты узнать свои категории. Например, это можно сделать через Госуслуги:
Всего в России существуют 16 категорий вместе с подкатегориями. В некоторых случаях могут одновременно выдать права с несколькими категориями, например, при обучении на «В» водитель автоматически получает «В1» и «М».
Начальная категория обозначается буквой «А». В неё входит доступ к управлению:
Однако для каждого типа автотранспорта, в том числе двухколёсного, установлены ограничения:
Трициклы и квадрициклы введены в эту категорию только в прошлом году. Раньше водитель с «А» имел право ездить только на мотоцикле.
Основное отличие категории А1 – в технических характеристиках транспортных средств. Так, её присваивают, если мотоцикл имеет двигатель объёмом до 125 см³, а мощность – до 11 кВт. Ещё одно важное отличие – возможность получения ВУ в 16 лет, в то время как для категории «А» обязательно достижение совершеннолетия.
Если выдаётся «А», в правах также проставят отметку о получении «А1», соответственно, водитель сможет управлять разными типами мотоциклов с любым объёмом двигателя и мощностью. Но если, например, в 16 лет получена только подкатегория «A1», для управления более мощными мотоциклами необходимо обучение в автошколе на «А» с 18 лет.
Разберём, что обозначает категория «В» в правах. Это самый распространённый вариант, дающий право на управление:
Категория «B» также допускает использование прицепов, но важно, чтобы суммарно с массой авто максимальный показатель не превышал 3,5 т с нагрузкой. То есть прицеп должен быть легче 750 кг, чтобы не было перевода из одной категории в другую.
«В» автоматически даёт право на управление:
Категория «А» сюда не входит – даже если вы обладаете правом управлять легковыми автомобилями, садиться за руль мотоцикла без отдельного обучения нельзя.
«B1» – категория с более узким перечнем доступных транспортных средств. Она позволяет управлять только:
Например, квадрициклы относятся к четырёхколёсным ТС. В них есть ограничения на предельный вес – максимум 400 кг для стандартных вариантов и до 550 кг для грузовых. Их мощность не должна превышать 15 кВт. Трициклы имеют три колеса, у них должна быть мощность не более 50 см³, предельная скорость не может превышать 50 км/ч. Конструктивно выделяют два подтипа – трициклы (сзади одно колесо, спереди два) и трайки (два колеса сзади, одно впереди). Могут иметь кабину, но чаще открытые и применяются для транспортировки груза.
Отдельно получить «В1» практически невозможно, поскольку эта подкатегория присваивается автоматически вместе с «В» для легковых авто.
Для «В1» в правах делают специальные отметки:
«В1» – относительно свежая подкатегория, появившаяся вместе с новыми вариантами транспортных средств, которые нельзя отнести ни к легковым авто, ни к мопедам или мотоциклам.
Категория «ВЕ» отличается от «В» тем, что разрешает управлять легковыми авто с прицепом, которые имеют массу свыше 750 кг, при этом суммарный вес должен превысить 3,5 т. Это специальный вариант при наличии тяжёлых прицепов для движения в составе самоходной машины. Открывать эту категорию нужно отдельно – вместе с «В» её не присваивают, однако такое право даёт категория «Е».
Пример – к авто, которое весит 2,6 т, присоединили прицеп массой 1,1 т. Суммарно состав весит 3,7 т, то есть соблюдаются оба условия – вес прицепа больше 750 кг, а суммарный вес больше 3,5 т. Управление допустимо для водителя, который имеет один из следующих вариантов открытых категорий:
«ВЕ» можно открывать только после того, как получена «В», а опыт вождения составляет минимум 12 месяцев. Также есть возрастное ограничение – от 19 лет.
Какие машины в категории «С»:
При открытии этой категории водитель получает право управлять различными транспортными средствами на базе грузовиков, в том числе дорожной техникой, автокранами, автопогрузчиками, кранами-манипуляторами и многими другими.
Категория «С1» разрешает управление только грузовиками со средней массой в диапазоне 3,5–7,5 т, в том числе передвижение с лёгкими прицепами, которые весят не более 750 кг. Открывается автоматически вместе с присвоением «С», отдельно получить её обычно нельзя.
Эта дополнительная подкатегория также открывается автоматически, она позволяет использовать тяжёлые прицепы, которые весят более 750 кг, при этом вместе с грузовиком или тягачом масса не должна превышать 12 т. На возможность использования прицепа указывает приставка «Е».
Аналогична подкатегории «C1», но есть ограничения на предельную массу состава – здесь она должна быть не больше 12 т, в то время как в «С1» таких ограничений нет. То есть обладатель категории «C1E» вправе управлять грузовиками, в том числе с прицепами более 750 кг, но с учётом суммарной массы.
Категория «D» используется для управления транспортом, где больше 8 мест в салоне. Здесь также разрешено использование прицепа. Распространяется на следующие типы транспорта:
Есть ограничения по возрасту – экзамен разрешено сдать минимум в 21 год, но для проходящих военную службу – в 19 лет при условии, что водитель будет управлять только авто, принадлежащими вооружённым силам.
Единственное отличие от предыдущей категории – ограничения по количеству посадочных мест для пассажиров в салоне. Для этого варианта допустимо, чтобы их было больше 8, но не более 16. Фактически можно садиться за руль только маршрутных такси, а управлять стандартными городскими автобусами не получится. Однако «D1» присваивается автоматически вместе с получением «D», отдельно обычно не открывают.
Подкатегория позволяет использовать прицеп массой более 750 кг и управлять автобусами. Ранее, например, к ней относились сочленённые автобусы-гармошки, которые имели бо́льшие размеры, чем стандартные. Обычная категория «D» для них не подходила.
Разновидность предыдущей категории, в «D1E» входят небольшие автобусы, которые можно соединять с тяжёлыми прицепами весом более 750 кг. При этом сам прицеп должен быть предназначен только для грузовых перевозок, в том числе международных, и не может быть оборудован местами для пассажиров. Есть ещё одно ограничение – общая разрешённая масса не должна превышать 12 тонн.
С категорией «D» не предоставляется автоматическое разрешение использовать все остальные подкатегории. Так, вместе c «D» присваивается «D1», а «DE» предполагает, что будет открыта и «D1E».
Подтверждает возможность управлять сцепленными ТС. Например, это может быть комбинация грузовика и полуприцепа. Появилась только в 2011 году, при этом раньше была отдельной разновидностью, предполагающей управление авто с тяжёлыми прицепами. С начала ноября прошлого года те, кто имел её в водительском удостоверении, больше не вправе использовать её для езды как самостоятельную категорию – срок действия истёк.
Сейчас она добавляется к разным категориям – «В», «C», «D». Кроме того, допускается использование в подкатегориях, например, «C1E». Отдельно получить её нельзя, но и автоматически автомобилисту она не даётся, например, при открытии «B» в правах будет указана как дополнительная только «B1». Для «BE» и возможности использовать прицеп нужно проходить обучение дополнительно.
«М» категория распространяется на мопеды, лёгкие трициклы, квадрициклы. Она действует при двигателе транспортного средства до 50 см³, если в наличии электрический – не более 4 кВт. Дополнительные требования есть и для скорости – ТС не должны разгоняться более 50 км/ч.
Отдельный экзамен для неё не потребуется. Её присваивают для любых категорий автоматически, в том числе для «B». Но поскольку любую другую категорию можно открыть не ранее 18 лет, некоторые сначала получают «M», так как это возможно с 16 лет.
Категория «М1» отсутствуют в правах, но по техническому регламенту такой пометкой обозначают несколько типов транспортных средств, в том числе легковые авто, мотовелосипеды, мопеды и др. Также подразделяются на «М2» и «М3», куда относят троллейбусы, трамваи, автобусы разной массы.
Расшифровка категорий:
Раньше открытие новых категорий для управления колейным или электрическим видом транспорта не требовалось, в старых правах делали специальную отметку. Сейчас же выделили отдельные категории, в целях безопасности вождения водители должны сдавать экзамены для их открытия.
Разделение на категории происходит по следующим параметрам транспортных средств:
Действующие категории ставятся в водительском удостоверении.
При открытии основной категории обычно автоматически присваиваются несколько подкатегорий, позволяющих управлять другими вариантами ТС. Для самой распространённой «В» предусмотрена возможность управления мопедами, трициклами, квадрициклами, небольшими грузовиками весом до 3,5 т.
Некоторые категории обособлены. Например, если у вас есть «А» для управления мотоциклами, даже имея «D» или «E», вы не сможете ездить на них – нужно дополнительно проходить обучение и сдавать экзамен. Это же относится и к категориям для управления общественным транспортом – Tb и Tm. С ними даже на легковом авто или мопеде ездить нельзя.
Согласно ч. 1 ст. 12.7 КоАП, управление транспортным средством, которое не соответствует открытой категории, грозит административной ответственностью – штрафом до 15000 руб. Кроме того, возможно задержание ТС на штрафстоянке. Сумму штрафа сотрудник ГИБДД определяет самостоятельно с учётом тяжести правонарушения. Учитывайте, что инспектор трактует такую ситуацию как поездку без прав, поэтому может назначить максимально возможный штраф.
Единственное отличие от других видов штрафных санкций – отсутствие ужесточения при повторном нарушении, то есть сумма всегда будет находиться в указанном диапазоне, но лишение прав не предусмотрено.
Чтобы добавить дополнительную категорию, кроме существующих, требуется сдача квалификационных экзаменов с прохождением медосмотра и предоставлением медсправки. Кроме того, нужно достижение определённого возраста, чаще всего 18 лет, но в некоторых случаях больше. Состав и особенности теоретической и практической частей экзамена отличаются. Например, для «В» и «С» есть общие элементы практического экзамена – навыки параллельной парковки, движения на подъёме. Но для «C» вдобавок нужно выполнить элемент на погрузочной платформе.
Ещё один вариант – оформление новой квалификации. По федеральному закону те, кто обучался на АКПП (автоматическая трансмиссия), не имеют права ездить на механике. Но для восстановления права ездить на МКПП (механической коробке) гражданину не нужно снова учиться в автошколе и брать справки, достаточно сдать практический экзамен, поскольку теоретическая часть одинаковая. После этого права перевыпустят с изменениями.
Изучать теорию ПДД на курсах можно до совершеннолетия, поэтому вполне реально записаться с паспортом на обучение в 16 или 17 лет. Но допуск к экзаменам – и теоретическому, и практическому – для большинства категорий возможен не ранее 18 лет. Исключение составляют:
На самые распространённые категории – «А», «В», «В1», «С» – права могут получить лица, достигшие 18 лет. «ВЕ», «СЕ» и «DE» (с прицепными устройствами) предоставляют, когда стаж вождения в рамках выбранной категории, но без прицепа, составляет минимум 1 год. Например, если вы планируете открыть «ВЕ», то на легковом авто без прицепа вы должны ездить хотя бы 12 месяцев.