Пересечение перекрёстков — это один из самых сложных манёвров, во время которого водители нарушают правила чаще всего. Неправильный проезд таких участков может обернуться штрафом или ДТП. Рассказываем, что такое перекрёсток, каких типов он бывает и как правильно преодолевать каждый из них.
Определение перекрёстка приводится в правилах дорожного движения. Согласно п. 1.2 ПДД, перекрёсток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне.
Перекрёстками не являются:
Это один из самых сложных участков дороги, поскольку на нём пересекаются траектории транспортных средств, а также пешеходов. Поэтому водители должны чётко соблюдать правила и знать, кто имеет преимущества в каждом конкретном случае.
Существуют различные виды перекрёстков, которые классифицируют по нескольким признакам. В зависимости от формы, такие участки дороги бывают:
С точки зрения регулирования дорожного движения перекрёстки бывают:
Один и тот же перекрёсток в разное время суток может быть регулируемым и нерегулируемым. Например, статус меняется, если дорога оснащена светофорами, которые отключают на ночь.
В зависимости от преимуществ при пересечении нерегулируемые перекрёстки бывают равнозначными и с приоритетом одного из направлений. В первом случае все участники движения имеют одинаковый статус. Во втором — знаки главной и второстепенной дорог указывают, кто из водителей имеет преимущество.
Каждый перекрёсток имеет точно обозначенные границы. В соответствии с п. 1.2 ПДД, они определяются условными линиями, поочерёдно соединяющими начала закруглений проезжей части.
При определении границ перекрёстка следует учитывать, что они не всегда совпадают с дорожной разметкой, например, территорией, ограниченной пешеходными переходами.
Существуют универсальные правила, которым необходимо следовать вне зависимости от типа преодолеваемого перекрёстка:
Все остальные требования и предписания зависят от разновидности дорожного пересечения. Для каждого есть свои правила проезда перекрёстков.
Порядок пересечения равнозначных дорог установлен в п. 13.11 ПДД. Он определяет, что в такой ситуации преимущество имеет автомобиль, движущийся справа. Соответственно, если водителю нужно ехать прямо, но справа приближается другое транспортное средство, его следует пропустить.
Если водитель проезжает налево, он должен пропустить машины справа и авто встречного направления. На развороте требуется уступить всем.
На неравнозначных трассах автолюбители руководствуются требованиями знаков. Транспорт, который передвигается по главной дороге, имеет преимущество и проезжает первым. Но при необходимости повернуть налево должен пропустить встречный поток.
На схеме-картинке с пояснениями можно увидеть, как нужно действовать:
Тот, кто движется по второстепенной трассе, уступает движение всем, кто перемещается по главной. Если таких машин нет, можно ехать, не забывая про правило помехи справа.
Круговое движение производится в одном направлении. Въезжать на круг нужно, поворачивая направо. Заезжать разрешено с любой полосы. Однако с правой следует попадать на правую, а с левой — на левую.
Если дорога, по которой едет машина, имеет одну полосу, а на кольце их две, въезжать нужно на правую, а уже затем перестраиваться в левый ряд. При этом следует включить поворотник и предупредить других участников движения.
Что касается очерёдности пересечения перекрёстка, она определяется знаками. Если таковых нет, движение по кольцу считается главным. Водители, заезжающие на круг, должны уступать.
Преодоление регулируемых дорожных пересечений тоже имеет особенности. Выполняя такой манёвр, необходимо помнить:
При поворотах водители обязаны соблюдать рядность. Так, поворот направо обычно осуществляется только из правой полосы и т. д.
При преодолении Т-образного перекрёстка действуют стандартные правила. Если участок оборудован светофором, необходимо следовать его указаниям.
Если же светофора нет, следует ориентироваться на знаки приоритетности. В случае их отсутствия вступает в силу правило «уступи тому, кто справа».
Обычно поворот налево осуществляется из левой полосы, которую водитель должен занять заблаговременно до выполнения манёвра. Однако существуют специальные знаки и разметка, которые позволяют поворачивать сразу из нескольких полос. Траектории таких потоков чаще всего не пересекаются.
Если на перекрёстке отсутствует светофор, водитель должен соблюдать следующий порядок: сначала следует пропустить всех, кто движется по основной трассе, затем нужно уступить встречному транспорту и уже потом совершать манёвр.
При одновременном повороте налево встречных автомобилей единые правила их разъезда отсутствуют. ПДД позволяют разъезжаться как правыми, так и левыми бортами. Но обычно используется первый вариант, поскольку он удобнее для водителей. Разъезд левыми бортами используют, когда перекрёсток оснащён разделительной полосой.
Известно, что зелёный сигнал светофора разрешает движение, а красный — запрещает. Однако другие обозначения устройства многие водители трактуют неверно. Вот что они означают:
Дополнительные секции на светофоре при их наличии регулируют порядок прохождения поворотов. Если на основном светофоре горит красный и одновременно зажигается стрелка, перемещаться можно только в направлении, которое она указывает.
Трамвай обладает приоритетом перед безрельсовыми ТС (легковыми и грузовыми автомобилями, мотоциклами, мопедами и т. д.). Случаи, когда он уступает дорогу:
Во всех остальных случаях водители должны предоставлять первоочередное право движения трамваю.
На пересечении дорог со смещением полос действуют обычные правила. Единственное, о чём должны заботиться водители, — аккуратное смещение вслед за поворотами полотна. Машина должна занимать ту же полосу, по которой ехала.
Если количество полос меняется, нужно заблаговременно позаботиться о перестроении. О его необходимости предупреждают знаки и разметка.
Ответственность за нарушение ПДД установлена в гл. 12 КоАП. В соответствии с этим нормативным документом, можно получить следующие взыскания:
При повторном нарушении требований сигнала светофора водителя могут лишить прав на срок от четырёх до шести месяцев.