Пункт 6.10 ПДД объясняет сигналы регулировщика и поведение водителя на дороге при встрече с ним. Также ему обязаны подчиняться пешеходы и те, кто управляет другими видами транспорта, например, велосипедами или электросамокатами. Чаще всего регулировщики расположены там, где затруднено движение, особенно при выключенных светофорах. Но встречаются они на любой дороге и в разное время. Предлагаем подробно разобраться в основных командах, также рассмотрим, какие бывают штрафы за их невыполнение.
Какую роль играет регулировщик на дороге? С его помощью обеспечивается безопасность движения пешеходов и водителей, в основном на перекрёстках. Чаще всего регулировщики стоят там, где интенсивность движения высока, возникают сложные дорожные ситуации, например, из-за аварии, плохих погодных условий, пробок и др. Действует как светофор, в частности реверсивный, определяя и указывая, кому и куда двигаться.
Регулировщики используют специальные жесты-указатели, чтобы направлять потоки машин и тех, кто переходит дорогу. Как правило, они находятся в униформе, могут использовать жезл или круглый диск со светоотражателями – всё это необходимо, чтобы сделать их заметными в тёмное время суток, туман, дождь или снег (при плохой видимости). Жесты унифицированы для всех регулировщиков, чтобы их было легче понимать водителям.
Регулировать движение имеют право сотрудники полиции, в том числе дорожной, а также другие уполномоченные лица:
Важное требование во всех случаях – наличие стандартной форменной одежды, включение особой экипировки и правильных отличительных знаков. Поэтому часто они одеты в жилеты жёлтого или ярко-зелёного цвета.
Назначение сигналов регулировщика понять просто – они имеют тот же принцип, что и сигналы светофора, бывают запрещающими, разрешающими или предупреждающими, при этом непросты для запоминания. Согласно ПДД, при тех или иных положениях рук и тела водителю разрешено или запрещено ехать в принципе, можно двигаться, но в определённом направлении и др. Кроме пешеходов и легковых авто, жесты регулировщика подаются и общественному транспорту – они показывают направление движения трамваев, троллейбусов, автобусов, маршрутных такси.
Основной разрешающий сигнал, который позволяет совершать манёвры в любом направлении, – регулировщик стоит к нам левым боком и поднимает левую руку. Если он повёрнут к авто правым или левым боком, выполняют движение направо или прямо при опущенных руках, но ни в коем случае не на грудь или на спину. То есть запрещены движение налево и разворот – так проехать нельзя.
Если регулировщик повёрнут левым или правым боком, трамваи не могут ехать налево, направо и обязаны двигаться исключительно прямо – «из рукава в рукав». Безрельсовый транспорт должен пропустить трамвай по обязательным нормам ПДД.
В начале работы на перекрёстке или другом участке дороги регулировщик обычно поднимает руку вверх. Это является сигналом, что всем транспортным средствам и пешеходам нужно остановиться, при этом игнорировать знаки приоритета (например, главной дороги) и светофоры, если они работают. Очерёдность движения с этого момента определяет именно регулировщик.
Поднятая вверх рука может застать автомобиль за стоп-линией – прямо на перекрёстке. В этом случае нужно руководствоваться разделом 6 пункта 6.14 ПДД. В нём говорится, что если водитель не в состоянии остановиться без экстренного торможения, когда регулировщик поднял вверх руку, движение дают продолжить. Это же касается и переходящих дорогу людей – они должны либо остановиться на разделительной линии по центру дороги, либо перейти проезжую часть.
Поднятие руки вверх необходимо для того, чтобы привлечь внимание всех участников движения. В дополнение к этому может использоваться свисток. На этом этапе все должны ждать смены сигнала. К запрещающим, которые аналогичны красному сигналу светофора, относятся:
Запрещающие движение знаки действуют и для пешеходов – идти на спину и грудь нельзя, а если руки разведены в стороны или опущены, переходить можно только вдоль спины и вдоль груди. Также действует «шлагбаум» – если регулировщик вытягивает руку, пройти можно только за его спиной.
Основной звуковой сигнал для привлечения внимания водителей и пешеходов в процессе регулирования подаётся в свисток. Регулировщик может использовать его согласно разделу 6 пункта 6.12 ПДД. Не запрещаются и другие жесты, но только такие, которые будут понятны участникам дорожного движения, например:
Важно учесть, что регулировщик может потребовать остановить ТС, как и сотрудник ГИБДД. Например, если разрешено движение прямо и направо, а вы соберётесь ехать направо, он может дополнительными жестами и свистком указать вам на необходимости ехать прямо и остановиться у обочины.
Любой водитель может подъехать к регулировщику и увидеть, как тот вращает жезлом, как правило, на вытянутой руке. Из-за незнания этого жеста можно даже создать аварийную ситуацию на дороге и стать причиной ДТП.
Если столкнулись с подобной проблемой, важно знать, что быстрое вращение жезлом, обычно в верхней части тела – сигнал привлечения внимания. Он необходим, чтобы ускорить движение авто или переход пешехода через дорогу. Подавая такой знак, регулировщик требует, чтобы вы быстро проезжали без остановки.
Правила регулировщика распространяются и на пешеходов как полноправных участников движения. Они также руководствуются положением корпуса и рук и в зависимости от этого определяют возможное направление движения:
Запрещено движение для пешеходов в таких случаях:
Как и в случае с автомобилистами, с пешеходами могут применяться дополнительные знаки, не перечисленные в ПДД. Обычно они появляются в арсенале регулировщика, чтобы привлечь внимание. Он буквально может подозвать пешехода рукой, использовать свисток или остановить движение поднятием жезла.
Не все понимают значения жестов – давно получили права, живут в небольшом городе, где редко встретишь регулировщика, поэтому практически не сталкиваются с такими ситуациями. Некоторые в этих случаях полностью забывают даже основные сигналы.
Чтобы изучить принципы подачи жестов регулировщика, можно использовать разные методы:
Самый популярный стишок с обозначениями, который помогает легко запомнить и хорошо выучить все жесты:
«Если палка смотрит в рот – делай правый поворот. (Разрешено только повернуть направо – аналог дополнительной световой секции со стрелкой на светофоре)
Если палка смотрит влево – проезжай как королева. (В любом направлении)
Если боком к нам встаёт – то направо и вперёд. (Движение прямо и направо)
Грудь, спина, рука направо – ехать не имеешь права». (Нужно стоять и дожидаться смены сигнала)
При получении знаний в автошколе и после этого, чтобы освежить в памяти описание основных распоряжений регулировщика, проще использовать данные приложения-тренажёры – они могут помочь и в сдаче теоретического экзамена:
При изучении жестов важно помнить, что действия регулировщика могут противоречить и дорожным знакам, и разметке, и сигналам включённого светофора – они отменяют всё. При этом он всегда будет главным. Но это не означает, что можно нарушать остальные правила, например, поворачивать налево с правой полосы.
За несоблюдение требований регулировщика на дороге предусмотрены штрафы, которые регулируются ст. 12.12 КоАП РФ:
Более серьёзные штрафы предусмотрены в случаях, если водители не реагируют на команды, которые может подать регулировщик на железнодорожных переездах. Так, здесь сумма штрафа сразу составит 5000 руб., также возможно лишение прав на срок до полугода, а при повторном нарушении – сразу лишение на год без возможности заплатить штраф. То же происходит и с пешеходами – и для них предусмотрена административная ответственность.