Поворот налево на перекрёстке сопряжён с определёнными рисками: важно учитывать приоритет, пропустить пешеходов, встречный транспорт, успеть увидеть запрещающие знаки, если они есть. Также важно занять правильное положение при начале манёвра и выбрать нужную полосу для выезда. Расскажем, кому вы обязаны уступить при повороте налево, как сделать манёвр по правилам и не стать причиной аварийной ситуации.
Пункт 8.5 ПДД обязывает водителей транспортных средств при левом повороте начинать манёвр из левой полосы и из крайнего левого расположения на ней. То есть нужно максимально прижаться к левому краю, например, если есть сплошная линия, то к ней. Если сплошной нет, нужно визуально определить центр дороги и левым краем машины прижаться к нему.
Это требование объясняется тем, что при повороте налево водитель может какое-то время ожидать удобного момента и будет стоять на дороге. Чтобы справа от него смог проехать транспорт, особенно автобусы, троллейбусы, грузовики и габаритные автомобили, поворачивающему нужно по максимуму расширить для них полосу – прижаться к левому краю своей полосы.
В стандартной ситуации на перекрёстке поворачивать налево нужно из левой полосы при любом количестве полос – 2, 3 или больше. Но в некоторых случаях разрешён поворот налево с двух полос. Иногда водитель должен съезжать на трамвайные пути попутного направления.
Из левой полосы следует поворачивать, если перед перекрёстком нет знаков, определяющих направление движения по полосам. Если они есть, поворот может быть разрешён и с двух полос:
Также есть специальная разметка, которая тоже определяет направление движения. На дорожное полотно наносят стрелки, указывающие влево, направо или прямо. Разметка может дублировать знаки, иногда есть что-то одно: или стрелки на асфальте, или знаки.
Если выезд с двух полос происходит на дорогу, где тоже есть две полосы или более, проблем не возникает – водители поворачивают на любую полосу. Но иногда завершение манёвра происходит на более узкую дорогу, например, машины выезжают с двухполосной на однополосную. Здесь возникает вопрос очерёдности проезда и начинает действовать правило помехи справа: уступает тот, у кого справа есть автомобиль, одновременно выполняющий с ним поворот налево.
В некоторых случаях ПДД разрешают водителю ехать по трамвайным путям, причём не только для выполнения манёвров, но и прямо. Но всё это касается только путей попутного направления – на трамвайные пути встречного направления выезжать нельзя ни в коем случае. И в любой ситуации водитель не должен создавать помехи трамваям.
Когда на перекрёстке, где вы хотите повернуть налево, есть трамвайные пути, находящиеся на одном уровне с дорожным полотном, вы обязаны повернуть налево с них: включить левый поворотник, заблаговременно перестроиться и с левым же сигналом поворота завершить манёвр. Если видите приближающийся трамвай, его нужно пропустить.
Поворот налево с трамвайных путей запрещён, если:
Рельсы становятся ещё одной полосой при повороте налево, если расположены слева от водителя, находятся вровень с дорогой, нет знаков или разметки, которые требуют поворачивать с определённой полосы.
Выполняя манёвры, водители часто должны уступать транспорту, велосипедистам, пешеходам. Это же касается и левых поворотов.
Пункт 13.9 ПДД требует от водителей, которые едут по второстепенной, уступать тем, кто движется по главной. Неважно, поворачиваете ли вы влево, вправо или планируете двигаться прямо – пересекая главную дорогу, пропустите всех, кто едет слева и справа от вас, у них есть приоритет.
Как запомнить:
Это правило работает во всех ситуациях, где пересекаются главная и второстепенная дороги, в том числе на кольце.
Перекрёсток может быть равнозначным: нет знаков приоритета, и вы не можете точно определить, на главной или второстепенной дороге находитесь. Здесь нужно уступать всем, кто приближается справа – использовать правило правой руки.
Вы обязаны уступить встречному транспорту, если поворачиваете:
Получается, что единственный случай, когда можно не пропускать встречку, – это движение по главной дороге. Определить легко – до перекрёстка установлена табличка 8.13 «Направление главной дороги». Размещают её под знаками 2.1, 2.4, 2.5, которые указывают на главную, требуют уступить дорогу или запрещают проезжать без остановки.
Кому ещё вы должны уступить при повороте налево и направо:
Причём уступить нужно и в том случае, если нет знака перехода, так как пешеходы имеют право пересекать проезжие части в пределах перекрёстка по линии обочин и тротуаров. Единственно верное решение: оценить не только наличие встречного транспорта, но и пешеходов, велосипедистов и не набирать скорость в момент поворота.
При оживлённом трафике левый поворот становится сложным манёвром, особенно для новичков. Здесь есть хитрости.
Вы уже знаете, кому должны уступить дорогу при повороте налево, поэтому пропускайте встречный транспорт, пешеходов и велосипедистов. Сначала включите левый поворотник, выезжайте на центр перекрёстка и остановитесь напротив той полосы, куда будет выезд.
Если никто со встречки не поворачивает влево, будет хороший обзор – можно повернуть в образовавшемся промежутке. Если это не удалось, завершайте манёвр на жёлтый, а когда необходимо, то и на запрещающий сигнал светофора – авто всегда нужно убрать с перекрёстка.
Если встречные ТС указывают поворотниками, что будут поворачивать направо, или движутся без сигналов, то есть прямо, нужно дождаться момента, когда поворот налево будет безопасным, то есть транспорта на вашем пути не будет. Но если все авто стоят для поворота влево (мигают левые поворотники), можно не ждать, пока все они покинут перекрёсток.
Встречный транспорт может разойтись левыми или правыми бортами, но ПДД не регламентируют такой разъезд. Чаще расходятся правыми сторонами машин. Исключение может быть сделано только для неоживлённых перекрёстков, где налево одновременно поворачивают всего две машины. Если их будет больше, то при повороте налево автомобиль упрётся в другой, который ожидает поворота со встречной полосы. Разъехаться будет сложно.
Будьте внимательны: если встречка из двух и более полос, то на левой будут стоять водители для поворота налево, но на остальных машины могут поворачивать направо или ехать прямо, а за стоящими авто вы их не заметите.
Как следует действовать, выполняя поворот налево на двухполосной дороге:
Важное правило: траектории движущихся авто не должны пересекаться, лучше перестроиться в нужную полосу после завершения манёвра, а не в момент поворота.