Зима – тяжёлое время для любого автомобилиста как в России, так и в других странах с континентальным климатом. В этот период следить за своим «железным конём» надо с особой внимательностью. И порой в мороз и гололёд водители совершают глупые и необдуманные поступки, которые могут значительно сократить срок эксплуатации их транспортного средства.
Управление автомобилем в мороз и гололёд требует абсолютно иного подхода: разгоняться, тормозить и маневрировать нужно плавно, без резких движений. Надо поддерживать бо́льшую дистанцию до впереди идущей машины, чем летом, ведь тормозной путь на скользкой дороге длиннее. В среднем скорость движения по сравнению с тёплым временем года должна быть на 10−20 км/ч меньше.
Да, бытует мнение, что на сухом асфальте шипы на зимних шинах изнашиваются быстрее. Ну, во-первых, стираются шипы и на холодном, скользком покрытии, причём разница небольшая. А во-вторых, зимняя резина менее капризная и может нормально держать дорогу даже при плюсовой температуре от 10 до 15 градусов, чего не скажешь о летней, которая «дубеет» при 7 градусах и теряет сцепные свойства. Выбор очевиден, не так ли?
Привычка прогревать двигатель автомобиля в холодное время года, ожидая, когда стрелка на приборной панели поднимется до нужной отметки, плотно вошла в обиход водителей. Тем не менее далеко не все в курсе, что увлекаться этим процессом не стоит. 7−8 минут достаточно, чтобы масло обрело нужную вязкость, прошло по системе и смазало детали. Всё, что больше этого отрезка, чревато повышенным износом деталей и агрегатов и ни много ни мало выходом из строя вашего средства для передвижения.
Что делать, если лобовое стекло вашего авто покрылось льдом или замерз дверной замок? Плеснуть горячей водой? Ни в коем случае! Лобовое стекло, скорее всего, треснет от перепада температур, а краска возле замка потрескается. Для очистки лобового стекла от наледи есть скребок, а отогреть замок вполне можно при помощи специального брелка, жидкости – в крайней случае нагрейте дверной ключ в том же кипятке или просто подогрейте зажигалкой.
Припарковаться во дворе у дома, на стоянке на работе или возле торгового центра, конечно, проще и быстрее передним ходом. Однако зимой выехать с такой парковки затруднительно, ведь задние стекла обычно прогреваются дольше передних, и потому маневрировать при выезде задним ходом проблематичнее.
Во-вторых, если вдруг ваша «ласточка» не завелась, то вам будет сложнее подобраться к капоту, «прикурить» аккумулятор и тем более выкатить автомобиль с парковочного места. Так что зимой дважды подумайте, стоит ли парковаться передом у забора, стены, бордюра. Сэкономите и время, и нервы.
Понятно, что очень надоедает чистить машину от снега и льда изо дня в день три-четыре месяца подряд. Но и пренебрегать очисткой нельзя. Так и до аварийной ситуации недалеко. Снежная шапка с крыши или наледь с капота в конце концов окажутся у вас на лобовом стекле и загородят обзор или прилетят в другую машину. Лучше потратьте пару минут, поработайте щёткой, а потом с чистым автомобилем и спокойной душой отправляйтесь в поездку.
Замерзание воды в бачке омывателя — на самом деле серьёзная проблема, хотя, казалось бы, мелочь. Прежде всего, согласно правилам дорожного движения, эксплуатация машины с неисправной системой стеклоочистителей запрещена. Представьте, если на дороге вас обдаст из лужи КАМАЗ. Что будете делать без дворников? К тому же лёд может разорвать бачок, повредить шланги и форсунки омывателя.
Пытаться зарядить аккумулятор, не отключив его от машины – так себе идея в зимнее время года. Из-за замедления электрохимических процессов при минусовой температуре батарея просто физически не зарядится полностью – максимум на 75–80% от номинальной ёмкости. Единственный верный способ – подзарядка в отапливаемом гараже или на крайний случай дома. Лишние 20% заряда при запуске авто в холод вам точно не помешают.
Не экономьте на бензине зимой и не оставляйте своего «железного коня» с пустым баком на стоянке. Дело в том, что на стенках пустого бака – хоть металлического, хоть пластикового – образуется конденсат. И если топлива в резервуаре мало, то в холодное время года эта вода замерзнет на дне. В лучшем случае мотор не заведётся, и придётся отбуксировать автомобиль в отапливаемый бокс. В худшем – «полетит» бензонасос или топливная магистраль, ремонт которых вылетит вам в копеечку.
Зима зимой, но водитель не должен одеваться как на Северный полюс. Это не только вопрос личного комфорта. Управлять машиной в пуховике, длинном пальто, шубе, шапке, перчатках и ботинках, сапогах с толстой подошвой просто-напросто опасно. Плотная одежда сковывает и ограничивает движения, а следовательно, и скорость, точность реакции. Плюс, остаётся зазор между ремнями безопасности и телом, что чревато травмами и увеличивает риск «выскользнуть» из-под ремня. Так что внимательно подходите к выбору одежды, даже если за окном мороз в −30С.
Эксплуатация и вождение автомобиля зимой – специфическая, уникальная история. Сложная, с большим количеством заморочек и правил, которые надо учитывать и соблюдать. Избегая типичных ошибок зимой, вы не только сэкономите семейный бюджет, но сохраните жизнь и здоровье себе и окружающим. Будьте аккуратнее на зимних дорогах, утепляйтесь так, чтобы было удобно за рулём и берегите своё транспортное средство.
Статьи по теме: