Разгоняйтесь, рулите и тормозите так мягко и плавно, будто у вас на «приборке» стоит полная чашка кофе и вы не хотите её расплескать. По большей части это не вопрос комфорта, а снижения затрат на топливо. Только представьте: ежемесячно российский водитель тратит на АЗС в среднем 4830 рублей. В год получается 58 000 рублей — солидная сумма. Можно ли сэкономить на заправках и если да, то как снизить расход топлива на автомобиле? Помогут ли в этом открытые окна и ЭКО-режим? «Выберу.ру» собрал десять самых простых и почти бесплатных способов уменьшить затраты на бензин или дизельное топливо.
Помните про чашку кофе: резкие торможения, ускорения и повороты руля увеличивают расход бензина/солярки в городе на 10−40% и на 15−30% — на загородной дороге.
Ещё: всегда смотрите на спидометр – чем выше стрелка, тем выше расход.
Приведём пример: на скорости 110 км/ч на загородной магистрали можете проехать 160 км за 1 час 25 минут. С цифрой 105 км/ч вы преодолеете это же расстояние на семь минут медленнее. Расход топлива в первом случае составит 11,76 литра на 100 км, во втором — 9,4 литра. Разница 212 рублей при заправке АИ−95. Не проще понизить скорость и проехать на семь минут медленнее, учитывая такое уменьшение затрат?
На большинстве современных легковых и грузовых автомобилях, в том числе на отечественных «Ладах» и «КамАЗах», имеется ECO-режим. Эта функция активируется через бортовой компьютер/кнопку и замедляет скорость потребления топлива на 7−25% в зависимости от модели машины и литража, мощности двигателя. При 50-литровом баке, например, можно экономить 3−3,5 литра. Это 180−210 рублей с бака.
Неплохо, да? Только постоянно так ездить нельзя. Эко-режим жёстко «душит» мотор и ускоряет переключение передач вверх и вниз. Нагрузка на агрегаты и узлы увеличивается в разы и, значит, повышается их износ.
Сорта бензина АИ−92, АИ−95 и АИ−98 отличаются по температуре воспламенения и интенсивности сгорания. Однако это совсем не значит, что, залив премиальный 98-й с более медленной скоростью горения, вы автоматически снизите «аппетит» движка на своём автомобиле и впредь сэкономите на заправках. Скорее, наоборот.
Каждый двигатель — а точнее, газораспределительный механизм (ГРМ), отвечающий за подачу бензина/солярки и воспламенение в цилиндрах — рассчитан на топливо с определённой степенью воспламенения, так называемым октановым числом. Если залить АИ−98 или даже АИ−95 вместо предписанного инструкцией 92-го, то мотор будет троить, глохнуть и «чихать». Топливно-воздушная смесь попросту не сможет нормально гореть, а это чревато падением мощности и перерасходом. Агрегат под бензин с высоким октановым числом, в свою очередь, быстрее и с меньшим КПД «скушает» другой сорт.
Все автомобильные шины имеют так называемое сопротивление качению. По сути, это противодействующая сила, которая мешает свободному и быстрому вращению колеса и в целом повышает нагрузку на авто. При нормальном давлении в покрышках, это воздействие не ощущается. Но если колесо проколото или слабо накачано, то площадь контакта с асфальтом уменьшается, и это самое сопротивление качению берёт верх.
Как следствие: а) увеличивается тормозной путь; б) ухудшается устойчивость машины; в) повышается износ шин. И всё это в сумме повышает расход топлива, причём значительно.
Штука это настолько коварная и неочевидная, что можно неделями ездить на шине/шинах со слабым давлением без визуальных признаков, не чувствуя ухудшения управляемости! А потребление топлива при этом вырастет на 20−30%. Иногда даже специалисты в СТО разводят руками, пока не проверят давление в колёсах. Так что если вдруг резко вырос «аппетит» мотора, то вооружайтесь манометром и вперёд.
В среднем обычный бензиновый атмосферный двигатель всасывает 15 000 кубов воздуха в год. Это эквивалент 180-ти полуприцепов! Представляете, какой колоссальный объём прогоняется через воздушный фильтр, очищающий воздух от пыли, грязи и мелкого мусора с дороги перед подачей в камеру сгорания?
Забитый воздушный фильтр увеличивает потребление горючего на 10−20%, а то и больше: чем меньше воздуха поступает в двигатель, тем больше топлива в воспламеняемой смеси в камере сгорания. Так электронный блок управления двигателя компенсирует нехватку кислорода. Это не значит, что при большем расходе бензина/солярки движок работает лучше. Нет! КПД при несбалансированной топливно-воздушной смеси, наоборот, мощность и тяговитость силового агрегата падают. А недогоревшее топливо «вылетает» из выхлопной трубы вместе с отработанными газами. То есть ваши деньги в буквальном смысле вылетают в трубу.
Что делать водителю и пассажирам, если на улице стоит невыносимая жара? Первая мысль, причём заложенная где-то на уровне подсознания — открыть окна! Не торопитесь. Можно перед поездкой выпустить горячий воздух и проветрить салон, чтобы не было жарко как в бане, но ехать так всю дорогу? Увольте! Сквозняк, шум, пыль и выхлопные газы от других автомобилей, а если, не дай бог, авария… Ещё езда с открытыми окнами сильно повышает расход бензина.
С распахнутыми окнами усиливаются завихрения воздушного потока вокруг корпуса и увеличивается аэродинамическое сопротивление автомобиля, особенно если дует сильный встречный ветер. Другими словами, машине нужно больше тяги и мощности, чтобы рассечь воздушный поток, а следовательно, и больше топлива. Перерасход может достигать цифры в 1 литр на 100 км, а это, согласитесь много при среднем показателе 6,9 литров на «сотню» для легковушки.
Кстати, представьте, сколько тратится бензина, если ездить с открытыми окнами и одновременно включённым кондиционером/климат-контролем. Не делайте так, выбирайте что-то одно из двух зол, если хотите уменьшить расход.
Лучше заглушить машину, если вы остановились больше чем на три минуты. Особенно если у вас в салоне есть автономная сплит-система, которой для функционирования не нужен включённый мотор. Плюс, новые автомобили не нуждаются в долгом прогреве: 1−1,5 минуты завёл и поехал дальше. Смысл стоять и «молотить» десяток минут, отравляя окружающую среду угарными газами? В конце концов вы сжигаете топливо. В зависимости от рабочего объёма мотор на холостом ходу расходует от 0,5 до 2,6 литров горючего в час!
Простой пример. Представьте, что будет, если нагрузить телегу сеном. Лошадь запыхается в дороге и в конце концов перестанет тянуть повозку. А если нагрузить автомобиль по полной? Физически мотор, конечно, не устанет, но ему потребуется больше мощности, а, следовательно, топлива. Даже при достижении максимально допустимости грузоподъёмности машины расход топлива увеличивается на 25%.
Если вы в основном передвигаетесь по городу, то, возможно, нет смысла таскать запаску, которая в среднем весит 13−15 кг, и можно заменить её на более лёгкую «докатку».
Только не оставляйте дома или в гараже аптечку, огнетушитель и световозвращающий жилет, которые всегда могут пригодиться в дороге.
Причиной повышенного расхода бензина/солярки может стать… незакрытая на АЗС или лопнувшая крышка бензобака. Есть «легенда» о том, что при разгерметизации резервуара топливо испаряется, особенно на жаре свыше +30°. Отчасти это так, но счёт идёт на 100−200 мл на весь отрезок от заправки до заправки — не критично.
Не ленитесь проверять горловину бака и если что, меняйте крышку как можно быстрее. Стоит пробка в среднем 250 рублей и снимается/устанавливается в два счёта.
Знаете, как ещё уменьшить расход топлива на автомобиле? Сесть перед дорогой и тщательно спланировать маршрут. Не важно, собираетесь вы в короткую дорогу по городу и дальнее путешествие по автомагистрали.
Прежде всего запомните: не каждое сокращение пути даёт реальную выгоду. Зачастую бывает наоборот, особенно если местность вам плохо знакома, а навигатор при этом выдаёт кратчайший маршрут. Можно попасть в «глухую» пробку, выехать на непроходимую грунтовку, заплутать и заехать в тупик. А если ещё и АЗС не окажется поблизости, то вообще катастрофа. Лучше выбрать маршрут подлиннее, но точно знать, как проехать из пункта А в пункт Б, чем сократить путь, которые вы не знаете. Иначе вы не только перерасходуете горючее, но и потратите нервные клетки. Одним словом, любая самая длинная знакомая дорога короче незнакомой.
Теперь вы знаете, как уменьшить расход топлива своими силами и сберечь бюджет. Сэкономить от 5 до 10% горючего в год вполне реально, причём без дискомфорта для себя и пассажиров. В денежном эквиваленте это от трёх до шести тысяч рублей при среднегодовых расходах по стране в 58 000 рублей. Главное — следовать этим несложным хитростям и советам.