Что можно сделать, чтобы сократить расход бензина?

06 марта 2025 11:00
281
Иван Беликов Автор «Выберу.ру»

Разгоняйтесь, рулите и тормозите так мягко и плавно, будто у вас на «приборке» стоит полная чашка кофе и вы не хотите её расплескать. По большей части это не вопрос комфорта, а снижения затрат на топливо. Только представьте: ежемесячно российский водитель тратит на АЗС в среднем 4830 рублей. В год получается 58 000 рублей — солидная сумма. Можно ли сэкономить на заправках и если да, то как снизить расход топлива на автомобиле? Помогут ли в этом открытые окна и ЭКО-режим? «Выберу.ру» собрал десять самых простых и почти бесплатных способов уменьшить затраты на бензин или дизельное топливо.

Содержание статьи

Как сэкономить на бензине? Фото: нейросеть

Способы экономии топлива

Совет № 1: Ездите спокойно, плавно, без рывков

Помните про чашку кофе: резкие торможения, ускорения и повороты руля увеличивают расход бензина/солярки в городе на 10−40% и на 15−30% — на загородной дороге.

Ещё: всегда смотрите на спидометр – чем выше стрелка, тем выше расход.

Приведём пример: на скорости 110 км/ч на загородной магистрали можете проехать 160 км за 1 час 25 минут. С цифрой 105 км/ч вы преодолеете это же расстояние на семь минут медленнее. Расход топлива в первом случае составит 11,76 литра на 100 км, во втором — 9,4 литра. Разница 212 рублей при заправке АИ−95. Не проще понизить скорость и проехать на семь минут медленнее, учитывая такое уменьшение затрат?

Совет № 2: Используйте ECO-режим

На большинстве современных легковых и грузовых автомобилях, в том числе на отечественных «Ладах» и «КамАЗах», имеется ECO-режим. Эта функция активируется через бортовой компьютер/кнопку и замедляет скорость потребления топлива на 7−25% в зависимости от модели машины и литража, мощности двигателя. При 50-литровом баке, например, можно экономить 3−3,5 литра. Это 180−210 рублей с бака.

Неплохо, да? Только постоянно так ездить нельзя. Эко-режим жёстко «душит» мотор и ускоряет переключение передач вверх и вниз. Нагрузка на агрегаты и узлы увеличивается в разы и, значит, повышается их износ.

Рекомендуем использовать данную функцию для коротких поездок по городу и при простое в пробках. Даже так вы снизите расход, ведь городская езда с постоянными разгонами и торможениями на светофорах и перекрёстках требует немалого количества топлива.

Совет № 3: Выбирайте правильный сорт топлива

Сорта бензина АИ−92, АИ−95 и АИ−98 отличаются по температуре воспламенения и интенсивности сгорания. Однако это совсем не значит, что, залив премиальный 98-й с более медленной скоростью горения, вы автоматически снизите «аппетит» движка на своём автомобиле и впредь сэкономите на заправках. Скорее, наоборот.

Каждый двигатель — а точнее, газораспределительный механизм (ГРМ), отвечающий за подачу бензина/солярки и воспламенение в цилиндрах — рассчитан на топливо с определённой степенью воспламенения, так называемым октановым числом. Если залить АИ−98 или даже АИ−95 вместо предписанного инструкцией 92-го, то мотор будет троить, глохнуть и «чихать». Топливно-воздушная смесь попросту не сможет нормально гореть, а это чревато падением мощности и перерасходом. Агрегат под бензин с высоким октановым числом, в свою очередь, быстрее и с меньшим КПД «скушает» другой сорт.

Что можно сделать, чтобы сократить расход бензина? Заглянуть в техническую документацию своего автомобиля и узнать, какое именно топливо рекомендовано заводом-производителем.

Совет № 4: Следите за давлением в шинах

Спущенные колёса увеличивают расход топлива. Фото: freepik.com

Все автомобильные шины имеют так называемое сопротивление качению. По сути, это противодействующая сила, которая мешает свободному и быстрому вращению колеса и в целом повышает нагрузку на авто. При нормальном давлении в покрышках, это воздействие не ощущается. Но если колесо проколото или слабо накачано, то площадь контакта с асфальтом уменьшается, и это самое сопротивление качению берёт верх.

Как следствие: а) увеличивается тормозной путь; б) ухудшается устойчивость машины; в) повышается износ шин. И всё это в сумме повышает расход топлива, причём значительно.

Штука это настолько коварная и неочевидная, что можно неделями ездить на шине/шинах со слабым давлением без визуальных признаков, не чувствуя ухудшения управляемости! А потребление топлива при этом вырастет на 20−30%. Иногда даже специалисты в СТО разводят руками, пока не проверят давление в колёсах. Так что если вдруг резко вырос «аппетит» мотора, то вооружайтесь манометром и вперёд.

Обычно оптимальное значение давления в шинах указано на стойке двери водителя, на обратной стороне лючке бензобака, наклейке на бардачке или паспорте автомобиля. Не путайте с максимальным значением, которое указано на боковине покрышки как Max Press. Перекачивать тоже нельзя, поскольку колесо просто лопнет при нагрузке на кочке или камне.

Совет № 5: Почаще меняйте воздушный фильтр

В среднем обычный бензиновый атмосферный двигатель всасывает 15 000 кубов воздуха в год. Это эквивалент 180-ти полуприцепов! Представляете, какой колоссальный объём прогоняется через воздушный фильтр, очищающий воздух от пыли, грязи и мелкого мусора с дороги перед подачей в камеру сгорания?

Забитый воздушный фильтр увеличивает потребление горючего на 10−20%, а то и больше: чем меньше воздуха поступает в двигатель, тем больше топлива в воспламеняемой смеси в камере сгорания. Так электронный блок управления двигателя компенсирует нехватку кислорода. Это не значит, что при большем расходе бензина/солярки движок работает лучше. Нет! КПД при несбалансированной топливно-воздушной смеси, наоборот, мощность и тяговитость силового агрегата падают. А недогоревшее топливо «вылетает» из выхлопной трубы вместе с отработанными газами. То есть ваши деньги в буквальном смысле вылетают в трубу.

Как снизить расход топлива? Меняйте воздушный фильтр хотя бы один раз в год или чаще, если много ездите по грязным и пыльным дорогам. Стоит этот расходник в среднем 500 рублей, а замена в сервисе обойдётся в 100−300 рублей.

Совет № 6: Не ездите с открытыми окнами и включайте кондиционер

Что делать водителю и пассажирам, если на улице стоит невыносимая жара? Первая мысль, причём заложенная где-то на уровне подсознания — открыть окна! Не торопитесь. Можно перед поездкой выпустить горячий воздух и проветрить салон, чтобы не было жарко как в бане, но ехать так всю дорогу? Увольте! Сквозняк, шум, пыль и выхлопные газы от других автомобилей, а если, не дай бог, авария… Ещё езда с открытыми окнами сильно повышает расход бензина.

С распахнутыми окнами усиливаются завихрения воздушного потока вокруг корпуса и увеличивается аэродинамическое сопротивление автомобиля, особенно если дует сильный встречный ветер. Другими словами, машине нужно больше тяги и мощности, чтобы рассечь воздушный поток, а следовательно, и больше топлива. Перерасход может достигать цифры в 1 литр на 100 км, а это, согласитесь много при среднем показателе 6,9 литров на «сотню» для легковушки.

Лучше в жару включить климат-контроль или кондиционер, которыми оборудуются все современные авто. Прохлады и комфорта гарантированно будет больше, чем при открытых окнах. Да, климатическая установка расходует горючее. Но, во-первых, в большинстве систем имеется экономичный режим. А во-вторых, топливо расходуется меньше, чем при открытых окнах — 5−10% против 15%.

Кстати, представьте, сколько тратится бензина, если ездить с открытыми окнами и одновременно включённым кондиционером/климат-контролем. Не делайте так, выбирайте что-то одно из двух зол, если хотите уменьшить расход.

Совет № 7: Глушите мотор на стоянках

Лучше заглушить машину, если вы остановились больше чем на три минуты. Особенно если у вас в салоне есть автономная сплит-система, которой для функционирования не нужен включённый мотор. Плюс, новые автомобили не нуждаются в долгом прогреве: 1−1,5 минуты завёл и поехал дальше. Смысл стоять и «молотить» десяток минут, отравляя окружающую среду угарными газами? В конце концов вы сжигаете топливо. В зависимости от рабочего объёма мотор на холостом ходу расходует от 0,5 до 2,6 литров горючего в час!

Совет № 8: Не перегружайте машину

Чем больше вещей в машине, тем больше расход бензина. Фото: нейросеть

Простой пример. Представьте, что будет, если нагрузить телегу сеном. Лошадь запыхается в дороге и в конце концов перестанет тянуть повозку. А если нагрузить автомобиль по полной? Физически мотор, конечно, не устанет, но ему потребуется больше мощности, а, следовательно, топлива. Даже при достижении максимально допустимости грузоподъёмности машины расход топлива увеличивается на 25%.

Старайтесь ездить налегке: уберите из багажника лишние инструменты, спортивное/туристическое оборудование, сумки и уберите с крыши аэробокс, который ещё и лобовое сопротивление повышает.

Если вы в основном передвигаетесь по городу, то, возможно, нет смысла таскать запаску, которая в среднем весит 13−15 кг, и можно заменить её на более лёгкую «докатку».

Только не оставляйте дома или в гараже аптечку, огнетушитель и световозвращающий жилет, которые всегда могут пригодиться в дороге.

Совет № 9: Проверяйте пробку бензобака

Причиной повышенного расхода бензина/солярки может стать… незакрытая на АЗС или лопнувшая крышка бензобака. Есть «легенда» о том, что при разгерметизации резервуара топливо испаряется, особенно на жаре свыше +30°. Отчасти это так, но счёт идёт на 100−200 мл на весь отрезок от заправки до заправки — не критично.

Хуже другое: в открытый бак попадают воздух, пыль, грязь. Всё это затем вместе с бензином поступает в двигатель. Качество топливно-воздушной смеси ухудшается и, как следствие, падает эффективность сгорания, увеличивается расход.

Не ленитесь проверять горловину бака и если что, меняйте крышку как можно быстрее. Стоит пробка в среднем 250 рублей и снимается/устанавливается в два счёта.

Совет № 10: Планируйте маршрут

Знаете, как ещё уменьшить расход топлива на автомобиле? Сесть перед дорогой и тщательно спланировать маршрут. Не важно, собираетесь вы в короткую дорогу по городу и дальнее путешествие по автомагистрали.

Прежде всего запомните: не каждое сокращение пути даёт реальную выгоду. Зачастую бывает наоборот, особенно если местность вам плохо знакома, а навигатор при этом выдаёт кратчайший маршрут. Можно попасть в «глухую» пробку, выехать на непроходимую грунтовку, заплутать и заехать в тупик. А если ещё и АЗС не окажется поблизости, то вообще катастрофа. Лучше выбрать маршрут подлиннее, но точно знать, как проехать из пункта А в пункт Б, чем сократить путь, которые вы не знаете. Иначе вы не только перерасходуете горючее, но и потратите нервные клетки. Одним словом, любая самая длинная знакомая дорога короче незнакомой.

Если в дальнем путешествии можно остаться на шоссе и миновать попутный населённый пункт, то так и поступайте, особенно в час пик. Минуете пробки и малоизвестные улицы. В конце концов, загородная трасса априори экономичнее городской/сельской из-за стабильности скорости и плавного хода автомобиля.

Реально ли избежать лишних расходов и сэкономить на бензине?

Теперь вы знаете, как уменьшить расход топлива своими силами и сберечь бюджет. Сэкономить от 5 до 10% горючего в год вполне реально, причём без дискомфорта для себя и пассажиров. В денежном эквиваленте это от трёх до шести тысяч рублей при среднегодовых расходах по стране в 58 000 рублей. Главное — следовать этим несложным хитростям и советам.

Теги: Авто Бензин Водители Цены Финансы

Статьи и новости по теме: