Даже самая хорошая резина со временем теряет шипы, что сказывается на безопасности водителя и пассажиров. Разберёмся, когда есть смысл в дошиповке зимней резины (шин), а в каких ситуациях лучше отказаться от неё и купить новый комплект.
Наибольшая нагрузка на шины происходит при начале разгона, особенно резкого, выполнении виражей и торможении. Если водитель часто применяет экстремальный стиль вождения с пробуксовкой и резкими остановками, то шипы выворачиваются из посадочных мест даже на новой резине.
Кроме того, на потерю шипованных элементов влияет износ шин. Мягкие зимние покрышки стираются быстрее, чем металлические шипы в них. Из-за этого сердечники начинают сильнее выступать над беговой дорожкой, а шипы расшатываются в установочных местах.
Любая деталь имеет предел прочности. Шипованная покрышка в результате механического воздействия и износа также теряет часть шипов. В результате этого у владельца авто есть 2 варианта действий: купить новые шины или произвести замену шипов на имеющейся зимней резине.
Шиповка резины — это доукомплектование покрышки шипами, которые покинули гнёзда. Чтобы произвести такую работу, раньше в старой резине просверливали новые посадочные места и вставляли туда стандартные заводские шипы. Такой способ продлевал использование зимней шипованной резины ненадолго, поскольку вновь поставленные шипы быстро вылетали.
Ситуация изменилась с появлением специальных ремонтных шипов. Они отличаются от заводских конструктивными особенностями:
Показатель для дошиповки зимней резины — остаточная глубина протектора. Если она составляет более 6 мм, то можно производить дошиповку колёс. В этом случае резина ещё имеет ресурс износа. Поэтому с помощью перешиповки зимних шин можно увеличить срок их эксплуатации.
Если глубина протектора меньше этих значений, то целесообразность дошиповки снижается. При установке шипа в изношенную резину есть риск продырявить подпротекторный слой. Гнёзда шипов начнут пропускать воздух, и эксплуатация таких шин потеряет смысл.
Дошиповывать резину нет смысла, если она сильно изношена. В такой ситуации ошиповка — лишь выкинутые на ветер деньги, поскольку обновлённая резина не сможет прослужить долгое время. Кроме того, нельзя шиповать фрикционные покрышки. Они имеют неглубокие ламели и не предназначены для удерживания шипов.
Недорогие шипованные покрышки, из которых уже выпадают шипы, лучше заменить на новые. В этом случае потраченное время не будет соизмеримо с той выгодой, которую принесёт дошиповка колёс своими руками.
Самый простой способ — дошиповка зимней резины вручную, так как для её проведения не нужны дорогостоящие инструменты. Минимально понадобятся:
Ещё один вариант самостоятельной дошиповки — полуавтоматическая методика выполнения таких работ. Для неё понадобится шуруповёрт со специальной насадкой, позволяющей вворачивать шипы на одинаковую глубину.
Более качественный и надёжный метод для дошиповки резины — автоматический. Для него придётся использовать пневмопистолет. Но это уже профессиональное оборудование, покупка которого для проведения работ своими руками не всегда рентабельна.
Работу по установке шипов нужно выполнять за 2–3 месяца до наступления холодов, чтобы шипованные колёса отлежались перед эксплуатацией. Следовать правилам придётся и после дошиповки: требуется пройти правильную обкатку шин. Первые 500–700 км пробега рекомендуется ездить со скоростью не более 80–90 км/ч.
Один из критериев выбора шипов — особенность их крепления в шину. Есть несколько вариантов:
Автолюбители, эксплуатирующие машину в городе, могут выполнять дошиповку зимней резины своими руками с помощью однофланцевых изделий. Для частых загородных поездок, где встречается гололёд, следует выбирать более мощные многофланцевые шиповальные элементы.
Помимо конструкции, на поведение шипов при эксплуатации влияют их габариты, масса, форма, материал изготовления.
Шипованные элементы изготавливают из мягких металлов, твёрдых сплавов, неметаллических материалов. Шипы из материалов, подверженных трансформации, нельзя использовать водителям, предпочитающим агрессивный стиль управления. При резких манёврах такие изделия быстро потеряют форму и станут бесполезными.
По форме ремонтные шипы бывают квадратными, прямоугольными, круглыми, овальными, многогранными. Острые углы, впиваясь в дорожное полотно, обеспечивают отличную сцепляемость колеса с дорожным покрытием. Поэтому предпочтительнее выбирать остроугольные или многогранные шипы. Но чем больше граней, тем выше цена.
В зависимости от радиуса автомобильного колеса и его вида, на одной зимней покрышке может быть от 100 до 200 шипов.
Если вы хотите восстановить резину с помощью простых подручных средств, нужно:
Ручной способ выполнения может предполагать использование шуруповёрта со специальной насадкой. Для этого:
После выполнения процедуры нужно проверить правильность и глубину установки шипованных элементов. Допустимый выступ шипа над поверхностью покрышки составляет 1,5 мм. Детали устанавливаются строго под прямым углом. Если вы обнаружите, что какие-либо шипы стоят криво или слишком выступают, их нужно заменить.
Главное в этом способе перешиповки — правильно пользоваться пневмопистолетом. Шип необходимо поместить в инструмент и держать под углом 90 градусов к посадочному месту. При этом лапки инструмента должны немного разводить края установочного отверстия. Если вы держите пистолет правильно, можно нажимать на спуск, и элемент углубится в резину под давлением.
Выполнив все этапы, проверьте правильность установки новых шипов. Деталь необходимо переустановить, если параметры отклоняются от нормы.
Подведём итог, перечислив плюсы и минусы перешиповки зимней резины.
У шиповки есть и недостатки. Главный из них — как бы вы ни старались при восстановлении старой резины, её состояние всё равно будет хуже, чем нового комплекта покрышек. Кроме того, услуги по дошиповке в шиномонтаже стоят дорого. А делать всё самому — долго и сложно.