В 2025 году исполнится 90 лет с изобретения первой в мире автоматической коробки передач (АКПП), которая в своё время произвела революцию в мире автоиндустрии. Однако несмотря на всю простоту, технология и по сей день имеет свои особенности и сложности в эксплуатации. У начинающих водителей сразу возникают вопросы: как использовать передачи и педали на автомате, как трогаться и вообще, как правильно ездить на «автомате»? В нашем обзоре расскажем про самые распространённые ошибки, которые допускают даже автовладельцы со стажем. А также поделимся советами экспертов о том, как по максимуму продлить срок службы коробки передач на автомате.
Автоматическая (АКПП) и механическая (МКПП) коробка передач выполняют одинаковую функцию. Оба устройства передают крутящий момент двигателя на ведущие колёса и таким образом приводят в движение легковушку, грузовик, автобус, трактор, мотоцикл и любое другое транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания. Крутящий момент, как мы рассказывали в статье «Механическая коробка передач (МКПП): инструкция для тех, кто хочет научиться водить на механике с нуля», распределяется по передачам, которых обычно пять-шесть. Чем выше передача, тем сильнее передаваемые на ведущие колёса через трансмиссию обороты мотора и, следовательно, мощнее разгон автомобиля. И как раз для переключения этих передач и необходима коробка.
Однако различия между механической и автоматической коробкой передач весьма серьёзные, несмотря на, казалось бы, одинаковое предназначение. МКПП — это, по сути, просто механическое устройство с шестерёнками, которое управляется водителем вручную с помощью рычага переключения и педали сцепления, размыкающей и соединяющий двигатель с трансмиссией. «Автомат» — более сложный комплекс, с масляным насосом и турбиной, электроникой и, само собой, механизмом переключения скоростей, которому в отличие от «механики» не нужны постоянные команды водителя. Передачи на «автомате» переключаются сами — нужно только задать режим перед началом поездки.
Автоматическая коробка не требует участия человека в переключении скоростей, но каждый водитель обязан досконально знать режимы её работы. Иначе даже тронуться с места будет проблематично. А если и удастся, при переключении передач во время движения машины можно сломать механизм так, что последующий ремонт вылетит вам в несколько десятков тысяч рублей, а то и больше.
Итак, как трогаться и ездить на автомате для начинающих? Прежде всего присмотритесь к селектору коробки на центральном тоннеле в салоне: вы увидите обозначения P, D, N, R:
В современных автоматизированных КПП имеются дополнительные режимы движения. Так, например, S (Спорт-режим) пригодится для езды с более высокими оборотами моторами, а E (Режим экономии), наоборот, полезен для низких оборотов. L (Пониженная передача) нужна для передвижения только на первой передаче, например, при буксировке другого транспортного средства, а аварийный O/D (Овердрайв) используется для постоянного применения повышенной передачи — третьей или четвёртой.
Принципиального отличия запуска машины с АКПП от «механики» нет. Сначала надо завести автомобиль, нажав кнопку запуска или повернув ключ в замке зажигания в зависимости от модели вашего транспортного средства. Переключите селектор КП в нужный режим движения. Не хватает только педали сцепления, не правда ли? По мере набора или снижения скорости передачи будут повышаться либо снижаться автоматически.
Автомобилисты со стажем много и часто спорят о том, надо или нет нажимать педаль тормоза при запуске машины с автоматом или смене режима езды на ходу. Учеников в автошколах учат запускаться с выжатой педалью и никак иначе. То же самое пишут и производители в инструкциях к авто. Но зачем?
Что же, технического смысла в этом ноль! Вся описанная выше процедура осуществляется без нажатия тормоза, ведь механической связи между тормозной системой и мотором нет. Другое дело — безопасность.
Хотя, опять же, тема спорная, поскольку даже на машинах начала 2000-х имеется «защита от дурака»: двигатель не заведётся, если коробка стоит не в парковочном или нейтральном режиме.
Управлять автомобилем на «автомате» приятнее, чем на «механике»: меньше рывков и перегазовок при переключении передач, абсолютно никакой возни туда-сюда с рычагом коробки и педалью сцепления. Водитель может сосредоточиться на вождении и обстановке на дороге. Единственная сложность, причём именно для тех, кто пересел с МКПП на АКПП, — это педали на «автомате».
На машине с механической трансмиссией водитель работает двумя ногами: выжимает сцепление левой и поочерёдно нажимает на тормоз и газ правой. На «автомате» левая нога не задействуется вовсе, ведь сцепления нет. Автолюбителю с опытом езды на ручной коробке сложно моментально адаптироваться к такому расположению педалей — первое время левая нога инстинктивно так тянется к педали тормоза. А и правда, почему бы не попробовать поработать двумя ногами: одна на педали тормоза, другая — на акселераторе?
Запомните, так делать ни в коем случае нельзя: вы не гонщик, а у вас не болид Формулы−1 или раллийная машина! Одновременно заблокировав колёса и раскрутив двигатель вы:
И это, кстати, далеко не единственное ограничение в работе с «автоматом».
АКПП может стать незаменимым помощником водителю при правильной и бережной эксплуатации. Надо только знать, как пользоваться коробкой-автоматом и не допускать следующих ошибок.
Действие | Почему нельзя так делать? |
Включение паркинга, нейтрали, заднего хода во время езды | АКПП не предусматривает подобные смены режима на ходу и с большой вероятностью не выдержит ударной нагрузки в момент переключения и сломается. |
Резкие движения и агрессивное вождение | Быстрое ускорение и резкие манёвры приводят к повышенной нагрузке и перегреву трансмиссии, что ускоряет износ компонентов. |
Переключение на нейтральную передачу на светофорах | Топливо на постоянных переключениях вы вряд ли сэкономите, а вот ресурс АКПП потратите изрядно. |
Езда накатом при спуске со склона | У «автомата» нет торможения двигателем, поэтому при езде накатом машина лишена дополнительной противодействующей силы и менее управляема. |
Запуск двигателя с «толкача» при севшем аккумуляторе при включённой передаче | Возможно, движок и заведётся, но ценой повреждения коробки передач. |
Если коротко, это эффект, когда не мотор крутит колёса, а, наоборот, колёса крутят двигатель, лишённый крутящего момента. Кинетическая энергия колёс тратится сильнее, и, следовательно, транспортное средство замедляется быстрее.
На автомобилях с АКПП в силу конструктивных особенностей трансмиссии подобного эффекта нет.
Если впереди поворот, значит, притормозите заранее и не тяните до последнего. А в случае, когда нужно резко затормозить, сначала плавно отпустите газ, а потом быстро нажмите на тормоз. Не забывайте задействовать только правую ногу!
Опять же, это связано с отсутствием торможения двигателем, которое за счёт противодействующих сил обычно делает машину стабильнее и более предсказуемой в момент остановки.
Многие современные коробки автоматического переключения оборудуются ручным режимом, который на селекторе обозначается Мanual (M). Активировав эту опцию, водитель может переключать КП самостоятельно — обычно с помощью подрулевых «лепестков» вверх и вниз. Это переключение удобно на бездорожье, разбитой дороге или в горной местности, где для более эффективной езды нужно поиграться с передачами и оборотами двигателя, что «автомат» не позволяет сделать в силу заданных заводом диапазонов.
Правда, постоянно так ездить не рекомендуется. Передачи всё-таки рассчитаны на определённые значения, и лучше их придерживаться, чтобы трансмиссия прослужила как можно больше.
Правильно ездить на «автомате» несложно. Вся трудность автоматической коробки передач чувствуется только в конце поездки, когда нужно остановиться и припарковать автомобиль. Начинающему водителю важно запомнить основные правила, поскольку от этого будет зависеть безопасность на дороге и долговечность «автомата».
Буксировать машину с автоматической трансмиссией нужно крайне осторожно, будь то гибкая или жёсткая сцепка. Причина в том, что в основе функционирования такой коробки лежит циркуляция масла по системе трансмиссии. И масляная помпа, которая гоняет эту техническую жидкость по контуру, работает от двигателя. Следовательно, если ДВС вышел из строя, то нет и подачи масла. При буксировке колёса приведут в движении некоторые детали трансмиссии, без смазки механизм переключения передач получит повреждения и, в конце концов, выйдет из строя.
«Автомат» вообще не любит нагрузку, сопоставимую с массой машины. Поэтому так важно знать, как правильно ездить на автоматической коробке передач. Будьте осторожны и при буксировке прицепов, фаркопов. Перед поездкой со сцепным устройством обязательно загляните в техническую документацию своего авто: там прописана допустимая масса транспортного средства, которое можно взять на буксир.
С одной стороны, АКПП предельно универсальна и понятна даже вчерашнему ученику автошколы, а с другой, имеет ряд недостатков в сравнении со своими механическим аналогами. Вот основные преимущества и недочёты этого типа трансмиссии.
Такая вот она одновременно простая и сложная автоматическая коробка передач. Но именно за этим видом трансмиссии будущее. В то время как «механике» прочат ещё максимум 10−15 лет, АКПП совершенствуется от года к году. Имеются уже модификации на 10 ступеней и в целом появляются новые виды автоматических коробок, как вариатор и робот, о которых мы подробно рассказывали в отдельной статье. Так что всё вышеперечисленные недочёты и недостатки в конструкции рано или поздно уйдут в прошлое.