На главную страницу
Ипотека онлайн
Самые выгодные предложения банков по ипотеке с онлайн-заявкой
Кредит онлайн
Кредиты на любые цели — расчет выгодных условий и заявка онлайн
ОСАГО онлайн
Пошаговый гид для расчета и оформления
Новостройки
Актуальные предложения по продаже квартир от застройщиков

Как ездить на «автомате»

10 января 2025 14:00
264
Иван Беликов Автор «Выберу.ру»

В 2025 году исполнится 90 лет с изобретения первой в мире автоматической коробки передач (АКПП), которая в своё время произвела революцию в мире автоиндустрии. Однако несмотря на всю простоту, технология и по сей день имеет свои особенности и сложности в эксплуатации. У начинающих водителей сразу возникают вопросы: как использовать передачи и педали на автомате, как трогаться и вообще, как правильно ездить на «автомате»? В нашем обзоре расскажем про самые распространённые ошибки, которые допускают даже автовладельцы со стажем. А также поделимся советами экспертов о том, как по максимуму продлить срок службы коробки передач на автомате.

Содержание статьи

Автоматическая коробка передач. Фото: freepik.com

Особенности автомобилей с АКПП

Автоматическая (АКПП) и механическая (МКПП) коробка передач выполняют одинаковую функцию. Оба устройства передают крутящий момент двигателя на ведущие колёса и таким образом приводят в движение легковушку, грузовик, автобус, трактор, мотоцикл и любое другое транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания. Крутящий момент, как мы рассказывали в статье «Механическая коробка передач (МКПП): инструкция для тех, кто хочет научиться водить на механике с нуля», распределяется по передачам, которых обычно пять-шесть. Чем выше передача, тем сильнее передаваемые на ведущие колёса через трансмиссию обороты мотора и, следовательно, мощнее разгон автомобиля. И как раз для переключения этих передач и необходима коробка.

Однако различия между механической и автоматической коробкой передач весьма серьёзные, несмотря на, казалось бы, одинаковое предназначение. МКПП — это, по сути, просто механическое устройство с шестерёнками, которое управляется водителем вручную с помощью рычага переключения и педали сцепления, размыкающей и соединяющий двигатель с трансмиссией. «Автомат» — более сложный комплекс, с масляным насосом и турбиной, электроникой и, само собой, механизмом переключения скоростей, которому в отличие от «механики» не нужны постоянные команды водителя. Передачи на «автомате» переключаются сами — нужно только задать режим перед началом поездки.

Управление автомобилем с АКПП

Режимы работы автоматической коробки передач

Автоматическая коробка не требует участия человека в переключении скоростей, но каждый водитель обязан досконально знать режимы её работы. Иначе даже тронуться с места будет проблематично. А если и удастся, при переключении передач во время движения машины можно сломать механизм так, что последующий ремонт вылетит вам в несколько десятков тысяч рублей, а то и больше.

Итак, как трогаться и ездить на автомате для начинающих? Прежде всего присмотритесь к селектору коробки на центральном тоннеле в салоне: вы увидите обозначения P, D, N, R:

  1. Паркинг (P). Режим для парковки авто, в котором трансмиссия разъединена с мотором. Ведущие колёса заблокированы так надёжно, что машина останется неподвижной даже на склоне — неплохая альтернатива стояночному тормозу.
  2. Движение (D). Активация режима движения вперёд. Переключился с «паркинга», нажал педаль газа и поехал, всё просто!
  3. Нейтральная передача (N). Коробка и двигатель разъединены, но колёса не заблокированы. Данный режим задействуется при краткосрочной остановке на три-пять минут, в том числе в сочетании с ручным тормозом, или буксировке авто на небольшое расстояние до 10−15 км.
  4. Задний ход (R). Используется при необходимости сдать назад. Как и в случае с «паркингом», включать заднюю передачу нужно только при полной остановке машины и никак иначе!

В современных автоматизированных КПП имеются дополнительные режимы движения. Так, например, S (Спорт-режим) пригодится для езды с более высокими оборотами моторами, а E (Режим экономии), наоборот, полезен для низких оборотов. L (Пониженная передача) нужна для передвижения только на первой передаче, например, при буксировке другого транспортного средства, а аварийный O/D (Овердрайв) используется для постоянного применения повышенной передачи — третьей или четвёртой.

Запуск авто с автоматической коробкой передач и начало движения

Принципиального отличия запуска машины с АКПП от «механики» нет. Сначала надо завести автомобиль, нажав кнопку запуска или повернув ключ в замке зажигания в зависимости от модели вашего транспортного средства. Переключите селектор КП в нужный режим движения. Не хватает только педали сцепления, не правда ли? По мере набора или снижения скорости передачи будут повышаться либо снижаться автоматически.

Автомобилисты со стажем много и часто спорят о том, надо или нет нажимать педаль тормоза при запуске машины с автоматом или смене режима езды на ходу. Учеников в автошколах учат запускаться с выжатой педалью и никак иначе. То же самое пишут и производители в инструкциях к авто. Но зачем?

Что же, технического смысла в этом ноль! Вся описанная выше процедура осуществляется без нажатия тормоза, ведь механической связи между тормозной системой и мотором нет. Другое дело — безопасность.

Нажав на тормоза при запуске, вы перестрахуетесь от самопроизвольного движения машины вперёд или назад, если АКПП находится в режиме движения или на задней передаче.

Хотя, опять же, тема спорная, поскольку даже на машинах начала 2000-х имеется «защита от дурака»: двигатель не заведётся, если коробка стоит не в парковочном или нейтральном режиме.

Автоматическая коробка передач. Фото: unsplash.com

Как ездить с автоматической коробкой передач

Управлять автомобилем на «автомате» приятнее, чем на «механике»: меньше рывков и перегазовок при переключении передач, абсолютно никакой возни туда-сюда с рычагом коробки и педалью сцепления. Водитель может сосредоточиться на вождении и обстановке на дороге. Единственная сложность, причём именно для тех, кто пересел с МКПП на АКПП, — это педали на «автомате».

На машине с механической трансмиссией водитель работает двумя ногами: выжимает сцепление левой и поочерёдно нажимает на тормоз и газ правой. На «автомате» левая нога не задействуется вовсе, ведь сцепления нет. Автолюбителю с опытом езды на ручной коробке сложно моментально адаптироваться к такому расположению педалей — первое время левая нога инстинктивно так тянется к педали тормоза. А и правда, почему бы не попробовать поработать двумя ногами: одна на педали тормоза, другая — на акселераторе?

Запомните, так делать ни в коем случае нельзя: вы не гонщик, а у вас не болид Формулы−1 или раллийная машина! Одновременно заблокировав колёса и раскрутив двигатель вы:

И это, кстати, далеко не единственное ограничение в работе с «автоматом».

Что нельзя делать, управляя автомобилем на «автомате»

АКПП может стать незаменимым помощником водителю при правильной и бережной эксплуатации. Надо только знать, как пользоваться коробкой-автоматом и не допускать следующих ошибок.

ДействиеПочему нельзя так делать?
Включение паркинга, нейтрали, заднего хода во время ездыАКПП не предусматривает подобные смены режима на ходу и с большой вероятностью не выдержит ударной нагрузки в момент переключения и сломается.
Резкие движения и агрессивное вождениеБыстрое ускорение и резкие манёвры приводят к повышенной нагрузке и перегреву трансмиссии, что ускоряет износ компонентов.
Переключение на нейтральную передачу на светофорахТопливо на постоянных переключениях вы вряд ли сэкономите, а вот ресурс АКПП потратите изрядно.
Езда накатом при спуске со склонаУ «автомата» нет торможения двигателем, поэтому при езде накатом машина лишена дополнительной противодействующей силы и менее управляема.
Запуск двигателя с «толкача» при севшем аккумуляторе при включённой передачеВозможно, движок и заведётся, но ценой повреждения коробки передач.

Как тормозить на «автомате»

Учтите, в отличие от автомобиля с МКПП, машина с автоматической коробкой передач не умеет тормозить двигателем, когда водитель отпускает педаль газа.

Если коротко, это эффект, когда не мотор крутит колёса, а, наоборот, колёса крутят двигатель, лишённый крутящего момента. Кинетическая энергия колёс тратится сильнее, и, следовательно, транспортное средство замедляется быстрее.

На автомобилях с АКПП в силу конструктивных особенностей трансмиссии подобного эффекта нет.

Если вы пересели с «механики», то учтите следующее: машина с автоматической коробкой замедляется хуже, когда вы бросаете педаль акселератора. Поэтому планируйте замедление заблаговременно.

Если впереди поворот, значит, притормозите заранее и не тяните до последнего. А в случае, когда нужно резко затормозить, сначала плавно отпустите газ, а потом быстро нажмите на тормоз. Не забывайте задействовать только правую ногу!

Запомните, движения ноги на педали тормоза должны быть быстрыми, но плавными. При резком нажатии колёса сразу заблокируются, и машина уйдёт в неконтролируемый занос, особенно на скользкой дороге.

Опять же, это связано с отсутствием торможения двигателем, которое за счёт противодействующих сил обычно делает машину стабильнее и более предсказуемой в момент остановки.

Переключение скоростей на «автомате»

Многие современные коробки автоматического переключения оборудуются ручным режимом, который на селекторе обозначается Мanual (M). Активировав эту опцию, водитель может переключать КП самостоятельно — обычно с помощью подрулевых «лепестков» вверх и вниз. Это переключение удобно на бездорожье, разбитой дороге или в горной местности, где для более эффективной езды нужно поиграться с передачами и оборотами двигателя, что «автомат» не позволяет сделать в силу заданных заводом диапазонов.

Правда, постоянно так ездить не рекомендуется. Передачи всё-таки рассчитаны на определённые значения, и лучше их придерживаться, чтобы трансмиссия прослужила как можно больше.

Парковка и завершение движения на АКПП

Правильно ездить на «автомате» несложно. Вся трудность автоматической коробки передач чувствуется только в конце поездки, когда нужно остановиться и припарковать автомобиль. Начинающему водителю важно запомнить основные правила, поскольку от этого будет зависеть безопасность на дороге и долговечность «автомата».

  1. Не трогайте селектор коробки передач, пока машина не остановилась полностью.
  2. Придерживайте педаль тормоза или включите стояночный тормоз, чтобы авто вдруг не покатилось назад.
  3. Переведите коробку в режим «Паркинг». Нейтральную передачу можно пропустить, если собрались именно парковаться, а не остановились на пару минут.
  4. Отпустите педаль тормоза.
  5. Если припарковались на обочине дороги под уклоном, поверните руль в сторону бордюра, чтобы в случае чего машина не покатилась на проезжую часть.

Автоматическая коробка передач. Фото: pexels.com

Буксировка автомобиля с АКПП

Буксировать машину с автоматической трансмиссией нужно крайне осторожно, будь то гибкая или жёсткая сцепка. Причина в том, что в основе функционирования такой коробки лежит циркуляция масла по системе трансмиссии. И масляная помпа, которая гоняет эту техническую жидкость по контуру, работает от двигателя. Следовательно, если ДВС вышел из строя, то нет и подачи масла. При буксировке колёса приведут в движении некоторые детали трансмиссии, без смазки механизм переключения передач получит повреждения и, в конце концов, выйдет из строя.

Потому главное правило: буксировка машины с АКПП допустима только в режиме нейтрали, когда колёса и трансмиссия разъединены, и на расстояние 10−15 км. В противном случае стоит вызвать эвакуатор. И тем более никакого режима движения (D) и даже пониженной передачи (L) — вы просто «убьёте» коробку, и всё. А если в качестве буксира выступает сама машина с «автоматом», то движение допускается только на второй или третьей передаче по избежание высокой нагрузки и последующего перегрева масла.

«Автомат» вообще не любит нагрузку, сопоставимую с массой машины. Поэтому так важно знать, как правильно ездить на автоматической коробке передач. Будьте осторожны и при буксировке прицепов, фаркопов. Перед поездкой со сцепным устройством обязательно загляните в техническую документацию своего авто: там прописана допустимая масса транспортного средства, которое можно взять на буксир.

Преимущества и недостатки автоматической коробки передач

С одной стороны, АКПП предельно универсальна и понятна даже вчерашнему ученику автошколы, а с другой, имеет ряд недостатков в сравнении со своими механическим аналогами. Вот основные преимущества и недочёты этого типа трансмиссии.

Плюсы

  1. Для начинающего водителя машина с автоматической коробкой передач — это идеальный вариант. Никаких мучений и нервов с педалью сцепления и постоянным дёрганьем рукоятки коробки передач. Подобрал подходящий режим движения и забыл про переключение скоростей до конца поездки. Рули, работай педалями газа и тормоза — остальное за тебя сделает электроника.
  2. Автомобиль с АКПП в теории безопаснее, чем с «механикой», ведь водитель держит обе руки на руле, не отвлекается на переключение передач и, как результат, больше сосредоточен на дороге.
  3. Исправный «автомат» нереально перегреть даже в самой безнадёжной дорожной пробке. Конструкция этой трансмиссии идеально адаптирована к езде в стиле «разгон-тормоз». Главное – не мучить агрегат постоянным переводом в режим паркинга и нейтральное положение.

Минусы

  1. Автоматическая коробка передач не такая надёжная и долговечная, как «механика», а также сложнее и дороже в обслуживании. Её ресурс составляет 250 тысяч км против 500 тысяч дистанции для механической трансмиссии.
  2. Поскольку диапазон работы АКПП и, следовательно, интенсивность разгона подбирает электроника, водителю тяжело контролировать расход топлива. А потребление горючего на 10−15% больше в сравнении с ручной коробкой.
  3. Машина с «автоматом» в среднем дороже варианта с «механикой» на 50 тысяч рублей.

Такая вот она одновременно простая и сложная автоматическая коробка передач. Но именно за этим видом трансмиссии будущее. В то время как «механике» прочат ещё максимум 10−15 лет, АКПП совершенствуется от года к году. Имеются уже модификации на 10 ступеней и в целом появляются новые виды автоматических коробок, как вариатор и робот, о которых мы подробно рассказывали в отдельной статье. Так что всё вышеперечисленные недочёты и недостатки в конструкции рано или поздно уйдут в прошлое.

Теги: Авто Бензин Водители Инструкции

Статьи и новости по теме: