Давным-давно прошли времена, когда автомобилисты выбирали между механической и автоматической коробкой передач. Сейчас почти каждая новая машина оснащена «автоматом», а выбор покупателя в дилерском центре или на площадке с интернет-объявлениями сводится сразу к нескольким типам самопереключающейся трансмиссии. Классическая автоматическая коробка, робот, вариатор…. Так и запутаться недолго. Чем принципиально отличаются эти агрегаты, какие преимущества и недостатки у каждого, и, наконец, что же выбрать? Ответы на все вопросы в нашем материале.
Другие названия: АКПП, гидроавтомат, автомат.
Как работает гидромеханический автомат: КПП в автомобиле нужна для передачи мощности двигателя на колёса, об этом мы подробно рассказывали в отдельном материале про механическую трансмиссию. Чем выше выбранная передача, тем сильнее передаваемые на ведущие колёса через трансмиссию обороты мотора и, следовательно, интенсивнее разгон автомобиля. Но если на «механике» двигатель и колёса соединяются и разъединяются через сцепление – механическое устройство с шестерёнками, то на классическом автомате за передачу крутящего момента отвечает так называемый гидротрансформатор.
Если объяснять вкратце, то суть работы устройства, расположенного между двигателем и трансмиссией, в следующем. Гидротрансформатор, получая крутящий момент от мотора, начинает гонять масло по системе трансмиссии с помощью турбины и насоса. Эта жидкость под давлением воздействует на механизм переключения передач, и автомобиль начинает двигаться. Затем уже вступают в действие конструктивные особенности коробки и электронные управляющие системы, и передачи переключаются дальше без помощи водителя. Остаётся только рулить, работать педалями газа и тормоза.
К слову, категорически не рекомендуется переключаться на ходу между режимами D (Драйв), L (Пониженная передача) и S (Спорт-режим), E (Режим экономии). И тем более нельзя при езде «втыкать» N (Нейтраль), P (Парковка), R (Реверс) и аварийный O/D (Овердрайв) – вы просто сломаете коробку передач.
Плюсы:
Минусы:
Другие названия: РКП, DSG, безмуфтовая механическая коробка передач, полуавтоматическая коробка передач.
Как работает «робот»: Роботизированная коробка передач – это умный гибрид механики и автомата. У такой КПП есть и сцепление вместо гидротрансформатора в классическом «автомате», прямо как у механической коробки, и автоматическое переключение передач. И всё, что требуется от водителя для движения, – перевести селектор в D (Драйв) и нажать на газ. За остальное – включение и выключение сцепления, переключение ступеней – отвечают специальные стержни в коробке и алгоритмы, заложенные в электронных «мозгах» автомобиля.
Есть робот с двумя сцеплениями или так называемый DSG. Фактически это две коробки передач в одной трансмиссии: одна для нечётных передач; вторая – для чётных. Пока автомобиль на первой ступени, вторая уже готова наготове и т. д., благодаря чему КПП переключается моментально – примерно за 0,2 секунды. Даже водитель с большим опытом не переключит передачу так быстро.
Плюсы:
Минусы:
Кому подойдёт: Неплохой компромиссный вариант для начинающего водителя, который боится сесть на механику, но не располагает лишними средствами на покупку и эксплуатацию автомобиля с автоматической коробкой. Передачи «робот» переключает сам, топливо расходует экономичнее автомата, в меру надёжен. Что ещё нужно вчерашнему курсанту автошколы? К слову, б/у машин с роботизированной КПП за 400−500 тысяч рублей на российском рынке предостаточно.
Другие названия: CVT, Мультитроник.
Как работает вариатор: Вспомним элементарное устройство велосипеда с передачами – передняя и задняя звёздочки, соединённые цепью. Переключился на большую заднюю звезду, получил новый диапазон оборотов – поехал на более высокой тяге. Но представьте, если бы на велике вместо звёзд было два диска, соединённых ремнём. По мере набора и сброса скорости эти диски автоматически отдаляются или приближаются друг к другу в горизонтальной плоскости, а вместе с ним изменяется и натяжение ремня. Меняется и диапазон оборотов педалей, причём без всякого переключения по звёздам.
Именно так работает вариаторная или бесступенчатая трансмиссия на автомобиле. Диски или шкивы двигаются по команде из электронного блока управления, меняя передаточное соотношение. В результате силовой агрегат равномерно и практически незаметно для водителя передаёт обороты колёсам.
Плюсы:
Минусы:
Кому подойдёт вариатор: Бесступенчатая коробка передач – идеальный вариант для автомобилиста, которому нужна машина для спокойной езды по городу. Под большее эта хрупкая и сложная в конструкции трансмиссия не подойдёт, так как просто не выдержит нагрузок. Потому и не ставят CVT на спортивные мощные машины, внедорожники.
Как видите, вариантов автоматического переключения передач на современных машинах действительно много. Обычный автомат идеально подойдёт энтузиастам автомобилей, наматывающим десятки тысяч километров в год, и просто водителям с опытом. Вариатор покажется скучным, робот – чересчур медлительным. А вот новичкам эти современные вариации, наоборот, будут интересны. Плюс, стоимость автомобилям с такой коробкой вполне себе доступная, да и привыкнуть к некоторым особенностям проще, чем водителям со стажем.
В любом случае, решение за вами. У каждой автоматической коробки есть свои плюсы и минусы, и имеется какая-то изюминка. Здорово, что автомобильные технологии развиваются такими темпами и появляется всё больше интересных технических решений.
Также читайте нашу статью «Механическая коробка передач (МКПП): инструкция для тех, кто хочет научиться водить на механике с нуля».