Поздней осенью и в начале зимы любителей летней резины видно сразу – часть из них оказывается в кюветах и собирается в паровозики. Сезонная замена шин перед холодами не просто обязательна по закону, но и нужна для безопасной езды. Получается, на лето можно вообще не переобувать авто, ведь зимние покрышки не способны привести к аварийным ситуациям? Разберёмся, когда переобуваться на летнюю резину, есть ли штрафы и как продлить срок жизни покрышек.
Когда нужно переобувать машину, определяют не только по букве закона, но и по температуре воздуха:
В разных регионах автовладельцы самостоятельно определяют, при какой температуре менять резину, но с учётом требований закона. На севере такие температурные показатели могут быть уже в сентябре, а на юге – не регистрироваться в течение всей зимы.
Почему важно менять летние шины на зимние:
Законами не регламентируется, при какой температуре можно ездить на зимней резине. Установлены только месяцы использования шин в соответствии с сезоном. Сроки замены прописаны в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 018/2011.
Этот документ определяет, когда можно и нужно переобувать машину на летнюю резину весной и на зимнюю осенью:
Получается, что если на вашем автомобиле нешипованная резина, обязательно переобуваться только на три зимних месяца, летом можно продолжать ездить без замены. Если всё же решили посетить шиномонтаж, ориентируйтесь только на температуру воздуха в своём регионе.
Разберёмся, можно ли ездить на зимней резине летом. Технически это не запрещено, если вы не владелец авто с шипованными покрышками. При наличии шипов можно получить штраф – согласно ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, он составит 500 руб.
Штраф за резину не по сезону могут назначать при каждой остановке, если инспектор ГАИ не обнаружит соответствующей маркировки.
На практике чаще штрафуют тех, кто не переобувается на зиму или продолжает ездить на лысой резине. Именно эти водители часто становятся виновниками ДТП и создают аварийные ситуации на дороге, поэтому и спрос с них выше.
У каждого вида сезонных шин есть маркировка:
Отличить летний вариант от зимнего легко по внешнему виду. В покрышках для тёплого сезона нет глубоких дренажных элементов, поверхность более гладкая, резина на ощупь жёстче, отсутствуют шипы.
Срок до износа, который сказывается на эксплуатационных свойствах, в зависимости от производителя составляет в среднем до 10 лет, но лучше проводить полную замену через 5–6 лет. По сезонной замене таких строгих правил нет – изготовители советуют ориентироваться на температуру воздуха в регионе, где преимущественно ездит авто.
Из-за климатического разнообразия в некоторых регионах замена нужна уже в конце сентября и даже раньше. В других можно использовать летние покрышки вплоть до декабря и даже всю зиму, если ночная температура держится на уровне не ниже +5° C.
Всесезонные шины на первый взгляд помогают существенно сэкономить на переобувании. Они разрабатывались для того, чтобы эксплуатация автомобиля была возможна без замены резины. Но в условиях суровой российской зимы такие шины часто хуже полноценных зимних, а для лета слишком мягкие, быстрее изнашиваются, приводят к повышению расхода топлива за счёт более высокого сопротивления качению.
Всесезонки отличаются тем, что не только совместили в себе плюсы зимних и летних покрышек: достаточно устойчивы на дороге, не дубеют на морозе, сохраняют эксплуатационные свойства при высоких температурах. Они взяли и все минусы: недостаточно хороши для низких зимних температур, экстремальных в некоторых регионах России, а летом быстро стираются на зернистом асфальте и требуют более частой замены.
В процессе перехода на летнюю резину нужно решить ещё несколько вопросов: обеспечить правильное хранение зимних покрышек, проверить степень износа, сделать балансировку колёс.
У водителей существуют два негласных правила:
К чему приводит несвоевременная замена:
Кроме того, несвоевременная замена грозит штрафом. Исключение сделано для владельцев обычных липучек. Только если шипов нет, можно всё лето ездить без смены покрышек.
При замене внимательно проверьте покрышки на степень износа:
Основной показатель износа – остаточная глубина рисунка протектора, если нет специальных индикаторов.
Он отличается для авто разных категорий:
Эксплуатационный срок покрышек по ГОСТу – 5 лет с даты изготовления. Но он может быть меньше или больше в зависимости от способа хранения, стиля езды, частоты эксплуатации авто.
Несоблюдение рекомендованного производителем шин давления воздуха влияет на управляемость авто, безопасность, расход топлива. Проверку лучше выполнять перед каждой поездкой или минимум один раз в неделю, но также и в момент замены:
В среднем рекомендуемое давление находится в диапазоне 2,0–2,8 атм. для легковых авто, снижение допустимо на 5–15%.
Балансировка обязательна для тех автовладельцев, которые не меняют диски при замене резины. Если имеете два полных комплекта, она также желательна, но проводить её можно реже и следить за тем, как ведёт себя транспорт.
Обязательна балансировка, если:
В идеале проводить балансировку каждый сезон, чтобы повысить комфорт езды, управляемость, избежать усиленного износа резины и элементов ходовки.
После снятия зимней резины важно правильно организовать её хранение:
Избегайте попадания прямых лучей солнца, не наносите чернители перед упаковкой и не заворачивайте плотно в полиэтилен – должен оставаться доступ воздуху.
Переобувать автомобиль после зимы в обязательном порядке должны только владельцы шипованной резины, все остальные технически могут продолжать ездить на тех же покрышках. Но не делают этого, поскольку они не подходят для высоких летних температур: слишком мягкие, быстро стираются, приводят к перерасходу топлива.
Весной у владельцев авто есть больше времени, чтобы выполнить замену. Осенью важно следить за погодой, чтобы не пропустить первые заморозки, снег и гололёд. Весной же лучше не спешить и дождаться устойчивой тёплой погоды. Плюсовые температуры в ночное время (более +5° C) должны держаться хотя бы неделю, а лучше – 10–12 дней.
Если поменяли резину на летнюю в первые тёплые дни, не исключено, что в какой-то момент вы не сможете выехать на дорогу из-за похолодания, выпадения снега, замерзания дождя на поверхности дороги. Дождитесь устойчивого тепла и не спешите на шиномонтаж.
Если вы обладатель двух комплектов дисков и умеете самостоятельно менять колёса, для вас проблемы очередей на шиномонтаже не будет существовать. Это выгоднее, чем перебортировка – покупка дополнительного комплекта дисков окупается в среднем за 5 лет и меньше. Ещё один фактор экономии: балансировка потребуется реже, чем при постоянной замене только резины.
У многих водителей, особенно неопытных, стиль езды может поменяться из-за разной жёсткости резины на зимних и летних покрышках. Летние более твёрдые, жёсткие, но обычно привыкание занимает несколько дней.
Если есть дополнительный комплект дисков с покрышками, самостоятельная замена для многих водителей не вызывает проблем. Это можно сделать в гараже, во дворе дома и в любом другом месте при минимальном наборе инструментов. Поменять только резину сложнее, так как самостоятельный шиномонтаж требует навыков и знаний.
Это легко определить по маркировке на боковой стороне покрышки. Здесь могут быть обозначения All Season, All Weather, AS, 4S и подобные. На летних чаще всего нет специальной маркировки, обозначающей сезон эксплуатации.
Выбрать максимально тёплый день с чистыми дорогами и доехать до ближайшего шиномонтажа, передвигаясь на минимальной скорости, без резких поворотов и торможений. Некоторые включают аварийную сигнализацию во время движения.