Если водитель не контролирует уровень напряжения в аккумуляторной батарее (АКБ), особенно в холодный сезон, то низкий вольтаж может запросто уничтожить батарею. Потому источник питания должен быть полностью исправен и не разряжен. И один из способов убедиться в этом – измерить напряжение АКБ, в том числе под нагрузкой или, проще говоря, при работающем двигателе. Расскажем о том, сколько вольт в батарее, каким должно быть нормальное напряжение аккумулятора автомобиля и как его правильно измерить.
Аккумулятор является важным компонентом электрической системы автомобиля, который вырабатывает ток, необходимый для запуска стартера двигателя. При выключенном зажигании накопитель энергии поддерживает работу электронных систем, таких как сигнализация, фары, освещение салона, звуковой сигнал, видеорегистратор и мультимедийная система.
Неисправный источник питания с завышенным или заниженным вольтажом и со скачками напряжения в ходе работы может просто-напросто вывести из строя электронику автомобиля или привести к замыканию электропроводки.
Сходу поясним, что в наземном транспорте используются два вида батарей: на 12 и 24 В. 12-вольтовые аккумуляторы предназначены в основном для легковых автомобилей, а 24-вольтовые применяются на грузовиках, тракторах, строительной технике. Т. е. всё зависит от мощности бортового потребителя – силы тока 12-вольтовой батареи элементарно не хватит для запуска, к примеру, 2300-сильного мотора на БелАЗе.
Диапазон исправного и заряженного аккумулятора на легковушках составляет 12,4−12,7 В, а на грузовиках – 24,8−25,4 В. Разница на одну-пару десятых в пределах нормы зависит от климатических условий, степени износа АКБ.
Стоит отметить, что в морозы зимой, при температуре воздуха от –25–30 градусов, напряжение источника в нерабочем состоянии может падать до 12В, особенно если машина долгое время, несколько дней, простояла на улице или в неотапливаемом гараже. Ничего страшного в этом нет, так как на сильном холоде химические процессы, особенно в старых АКБ, замедляются: электролит становится более вязким, и батарея теряет таким образом электропроводимость. Тревожнее, если напряжение упало ниже 12В: значит, аккумулятор плохо держит заряд на холоде, либо выработал свой ресурс и нуждается в замене.
Запустить двигатель, если напряжение упало ниже 12В или 24 В на тяжёлой технике, сложно, но можно – особенно в тёплое время года. А вот если вольтаж меньше 11/22В, то машина почти наверняка не заведётся ни зимой, ни летом.
Запомните: не так страшна разрядка свинцово-кислотного аккумулятора до нуля, как её последствия. И речь даже не о том, что машина не заведётся в самый неожиданный а, главное, неудобный момент. Можно вообще остаться без батареи.
Есть такая степень вольтажа – глубокий разряд или критическое напряжение – когда эксплуатировать источник питания категорически нельзя. В 12-вольтовом АКБ эта опасная нижняя планка равна 10,5 В, а в 24-вольтом – 21 В. Да, машина и так не заведётся уже при 11В, но ведь бортовую электрическую систему аккумулятор продолжит питать, тратя на это оставшийся потенциал.
При достижении опасных показателей накопитель, если можно так выразиться, саморазрушается.
В «банках», в которых находится электролит, начинается химический процесс под названием сульфатизация. Пластины покрываются крупными кристаллами сернокислого свинца в виде белого налёта, избавиться от которых в большинстве случаев невозможно даже при помощи специалистов.
Подробно об устройстве аккумулятора мы рассказали в статье «Главные правила зарядки аккумулятора автомобиля в домашних условиях»
В лучшем случае батарея потеряет в ёмкости и больше никогда не вернётся в полноценное рабочее состояние, а в худшем – безвозвратно выйдет из строя. И если ваш аккумулятор выдавал 9В (на легковушке) или 18В (на грузовике), то можете даже не обращаться в технический сервис – лучше сразу сдайте в утилизацию. При достижении этого предела аккумулятор получит непоправимые разрушения.
Нет ничего хорошего и в том, когда источник электричества постоянно выдаёт значения намного выше номинального. Так бывает в ходе движения автомобиля, когда аккумулятор получает слишком много тока от электрогенератора, работающего от привода двигателя, и продолжает насыщаться энергией даже при 100% заряда.
Чаще всего причиной перезаряда является неисправность реле-регулятора, отвечающего за стабильную подачу тока от генератора. Стоит эта деталь недорого: от 300 до 1500 рублей в зависимости от модели вашего автомобиля.
В редких случаях требуется ремонт или замена самого генератора или отдельных компонентов, таких как щётки или диодный мост, преобразовывающие переменный ток в постоянный. В любом случае их замена обойдётся вам дешевле покупки нового аккумулятора.
Проверить напряжение аккумулятора можно вольметром, а лучше мультиметром. Это недорогое устройство ценой от 500 рублей покажет при замере не только напряжение, но и силу тока и сопротивление.
Сила тока в амперах свидетельствует о его пусковой способности, что особенно важно в холодное время года, когда для запуска двигателя требуется больше электрических ресурсов. А внутреннее сопротивление, измеряемое в милли омах (мОм), является показателем пропускной способности заряда аккумулятора.
По мере износа батареи сопротивление увеличивается, а вместе с ним уменьшаются скорость заряда и ёмкость батареи.
Алгоритм действий при измерении напряжения аккумулятора мультиметром:
О том, как заряжать аккумулятор и какие бывают типы зарядных устройств, вы можете прочитать в нашем отдельном материале.
Напряжение, 12-вольтый АКБ, В | Напряжение, 24-вольтый АКБ, В | Заряд, % |
12,7 | 25,4 | 100 |
12,6 | 25,1 | 90 |
12,5 | 24,9 | 80 |
12,4 | 24,7 | 70 |
12,3 | 24,5 | 60 |
12,2 | 24,4 | 50 |
12,1 | 24,2 | 40 |
12,0 | 24 | 30 |
11,9 | 23,9 | 20 |
11,7 | 23,8 | 10 |
10,5 | 23,7 | 0 |
Для полноценной диагностики состояния аккумуляторной батареи мало провести проверку при выключенном зажигании. Необходим также тест под нагрузкой, т. е. при включённом двигателе, – чтобы узнать рабочее напряжение.
Алгоритм действий примерно такой же, как и без нагрузки. Разве что не требуется отключать источник от бортовой системы. Рекомендуется также включить фары и другие электроприборы, такие как обогрев салона и медиасистема. При нормальном рабочем состоянии аккумулятора и генератора дополнительное электрооборудование отбирает у аккумулятора не более 0,2 В.
Оптимальный показатель под нагрузкой – 13,5−14 В на легковушках и 27−28 В на тяжёлой технике. Вольтаж получается больше, чем в состояния покоя, за счёт напряжения, которое подаётся на аккумулятор с генератора. Если параметр больше или меньше этого диапазона, то надо обратиться в автосервис: либо батарея выходит из строя, либо не всё в порядке с генератором.
При отсутствии мультиметра проверить напряжение аккумулятора можно простыми «дедушкины» методами. Данных в цифрах эти методы вам не дадут, но понимание, находится ли накопитель в исправном и заряженном состоянии, вы наверняка получите. Хотя бы поймёте, не подведёт ли вас машина в ближайшие пару поездок.
Если сигнал звучит тихо и прерывисто, а фары светят тускло – значит, пора доставать зарядное устройство или проверить батарею на предмет неисправностей.
Для подзарядки можно использовать автоматическое зарядное устройство. После подключения к аккумулятору и запуска этот прибор будет работать полностью в автономном режиме, постепенно снижая зарядный ток в процессе заряда.
Какие-либо параметры регулировать не нужно, а следить за процессом можно с помощью специального гаджета на телефоне. Правда, нужно учитывать, что в показаниях могут быть погрешности. Когда зарядка завершится, устройство выключится. Правда, для батареи с глубоким разрядом такой прибор слабоват, поэтому подойдёт только при небольшом разряде.
Если вы хотите, чтобы аккумулятор прослужил как можно дольше и не подвёл вас в самый ответственный момент, нужно в обязательном порядке следить за уровнем напряжения в аккумуляторе.
Задача это не такая и сложная: достаточно знать нормальный диапазон вольтажа, отличать признаки перезаряда и недозаряда и уметь измерять напряжение без и под нагрузкой. Всегда заряженного аккумулятора вам и бесперебойной работы электрооборудования вашего автомобиля!