Для учеников автошкол и начинающих водителей развороты – сложные элементы, особенно если выполняются на оживлённых участках дороги. Во время практического экзамена нужно сделать три варианта разворотов: в ограниченном пространстве, на перекрёстке и вне его. И здесь многие теряют баллы – путаются в знаках, не вписываются в поворот и даже создают аварийные ситуации. Расскажем, в каких местах запрещён разворот, а в каких – разрешён.
Разворотом называют манёвр, когда автомобиль меняет направление на противоположное: едет вперёд, а затем разворачивается и едет назад по той же дороге. Естественно, ехать нужно по полосам для своего движения – нельзя развернуться с правой полосы в левую, так вы окажетесь на встречке. Выполняется он на перекрёстках, в том числе с круговым движением, и за их пределами – прямо на дороге или с использованием прилегающих территорий.
Не путайте разворот и поворот. При повороте машина должна оказаться на дороге, которая расположена по отношению к вашей в основном перпендикулярно, на стандартных перекрёстках поворачивают направо или налево под углом 90°. При развороте нужно изменить траекторию на 180° – оказаться на той же дороге, но как бы на встречной полосе.
По правилам развороты разрешены в городе и за его пределами, на перекрёстках и вне их.
Перекрёстки бывают разных типов:
Разворачиваться можно при соблюдении двух условий:
Какие знаки и разметка запрещают разворот:
Какие знаки разрешают разворот? Знаки 4.1.2, 4.1.3, 4.1.6, которые предписывают поворот, развороты не запрещают. Но 4.1.4, который обязывает ехать прямо или направо, разворачиваться запрещает.
Как правильно выполнить разворот на перекрёстке:
Знак 6.3.2 (две стрелки на синем фоне) обозначает зону для разворотов. Разрешает выполнить манёвр с любой полосы, если стоит справа от дороги. Но он устанавливается вне перекрёстков.
Развороты вне перекрёстков бывают двух типов:
Здесь действуют те же запреты: нельзя развернуться, если вы заехали в зону действия знака «Движение прямо» или «Разворот запрещён», наезжать на пешеходный переход (до него и после – можно), будет использована остановка транспорта. Не должно быть сплошной линии. Если едете по дороге с односторонним движением, развернуться некуда – окажетесь на встречке.
Пункт 8.11 ПДД даёт чёткий перечень мест, где нельзя разворачиваться ни при каких условиях, даже если вы видите знак разворота, нет сплошной линии.
На зебре запрещено:
Водитель может пересечь переход при развороте, но развернуться за ним или выполнить манёвр до него. Заезжать на зебру разрешено только под углом 90°.
Даже если полосатой разметки нет, следите за знаками 5.19.1 и 5.19.2 – голубыми квадратами с изображением пешеходов. В зоне их действия нельзя разворачиваться.
Для тоннелей тоже есть ряд ограничений. Нельзя:
Запрет действует из-за того, что в тоннелях плохая видимость, нет обочин, куда мог бы съехать водитель в случае форс-мажора. Причём неважно, есть ли запрещающие знаки или стоит знак разворота, достаточная ли ширина дорожного полотна, какая разметка нанесена.
Перед тоннелем устанавливают знак 1.31 – треугольник с красной рамкой и изображением въезда в тоннель. В населённых пунктах его ставят за 50–100 м или на другом расстоянии, но тогда с соответствующей табличкой 8.1.1. До и после тоннеля разворачиваться разрешено, если нет других запретов знаками или разметкой.
На мостах, путепроводах и эстакадах действуют те же ограничения: нельзя развернуться, ехать задним ходом, останавливаться, стоять и др. Это же запрещено делать и под ними. Причины те же: отсутствие обочин, часто недостаточные видимость и ширина полотна.
Элементы сооружений обозначают знаками 2.1.1–2.1.3, но сами сооружения никак не обозначены. Например, знака «Мост» в ПДД нет. Из-за этого не всегда можно понять, едете ли вы по мосту или по дороге. Ориентируйтесь на наличие перил и ограждения.
Ж/д переезды – зоны повышенной опасности, для которых действует ещё больше ограничений. Запрещено:
За 100 м до переезда запрещён только обгон. Разворот же можно выполнить перед ним и после него, если позволяют знаки, разметка, видимость.
Ограниченная видимость не обозначается знаками и разметкой, но всегда она будет таковой, если установлены 1.11.1–1.11.2, 1.12.1 «Опасные повороты». Водитель должен ориентироваться на свои ощущения. Хорошая видимость должна быть на протяжении 100 м хотя бы в одном направлении.
Ограниченная видимость возникает не из-за тумана, ливня или снегопада. О ней говорят, когда водитель не видит части или всей дороги из-за каких-либо препятствий: высоких домов, гор, оврагов, деревьев, резких поворотов.
На остановках общественного транспорта запрещено разворачиваться. Даже случайный заезд в эту зону во время манёвра грозит штрафом. Но речь идёт только о местах, которые обозначены знаками или разметкой, как остановки:
Напротив остановки развернуться можно, главное – не заехать на разметку. Если карманы не размечены, нужно визуально прочертить границу посадочной площадки.
Нельзя выполнять разворот, если есть знаки:
Нужно смотреть и на дополнительные знаки, которые обозначают зону пешеходного перехода, автомагистраль, ж/д переезды и другие места, где нельзя выполнять ряд манёвров.
Разметка, запрещающая разворот:
Если в сплошной есть участок с прерывистой линией, здесь можно развернуться при отсутствии других запретов. Иногда разметка не соответствует знакам. Например, если закончилось действие знака, запрещающего обгон, при этом продолжается двойная сплошная. В такой ситуации руководствуйтесь тем, что указано на знаках – они в приоритете перед разметкой.
Дороги для скоростного движения называют автомагистралями. Обозначаются прямоугольным зелёным знаком с изображением дороги с двумя полосами – 5.1 (начало) и 5.2 (конец). На ней всегда есть разделительная полоса, иногда – дорожное ограждение, отсутствуют трамвайные, ж/д пути, пересечение с другими дорогами, дорожки для пешеходов и велосипедистов.
Во многих местах здесь невозможно развернуться, поскольку установлены ограждения. Но даже если их нет, манёвр запрещён, в том числе в разрывах разделительной полосы даже при отсутствии запрещающих знаков. Также нельзя двигаться задним ходом, ехать со скоростью ниже 40 км/ч, останавливаться в непредназначенных для этого местах.
Любой водитель имеет право развернуться на дорогах с оживлённым трафиком. Для новичков такая ситуация опасна: сложно рассчитать скорость встречных машин, быстро оценить ширину проезжей части и прочитать все знаки.
Если прилегающая территория находится справа от водителя:
Если прилегающая территория расположена слева от водителя:
Такие манёвры могут быть опасны для начинающих водителей из-за необходимости выезжать на дорогу задом. Иногда может потребоваться помощь других людей, но в любом случае обзор должен быть достаточным, чтобы не спровоцировать аварию.
Прилегающими территориями считаются автостоянки, участки земли перед жилыми домами, предприятиями. Также к ним относятся дорожные карманы – участки расширения в крайней правой полосе. Сюда тоже можно заезжать для разворота, если дорога узкая, но задний ход не используется.
Кварталы, предприятия, ЖК и группы других сооружений можно объехать, выполнив тем самым разворот – вернуться на свою дорогу, но двигаться в противоположном направлении. В незнакомых местах лучше не использовать этот способ, поскольку квартал может оказаться большим, объезд займёт много времени, выезд затруднён и др.
Перекрёсток с круговым движением ещё называют кольцом. У него всегда есть несколько съездов (по сути, поворотов направо), чаще всего четыре на стандартных перекрёстках, но иногда 5–6 и больше. Последний съезд используют для разворота – он возвращает водителя на ту же дорогу, с которой он заехал, но в обратном направлении.
Начало кругового движения обозначается знаком 4.3 – синий круг с тремя стрелками в форме круга. При въезде обычно нужно пропустить всех, кто уже движется по кольцу, если нет иного: светофора перед въездом, регулировщика, приоритета в виде знака 2.1 «Главная дорога».
Для разворота водитель должен въехать с правым поворотником на кольцо из любой полосы, но лучше выбирать ту, что левее, чтобы не мешать авто, которые будут поворачивать направо на первом или втором съездах. Выезжайте с крайней правой с правым же поворотником – его можно не выключать, проезжая полный круг, если не смещаетесь внутри него.
Могут быть и другие варианты движения, например, если установлены знаки, предписывающие определённое направление движения по полосам.