Какой компонент не влияет на скорость, удобство и безопасность автомобиля, но требует огромного внимания при эксплуатации и может на корню загубить поездку, особенно в зимнее время года? Свеча зажигания? Нет, слишком мелко. Генератор? Близко, но нет. Аккумуляторная батарея? Да, верно! Даём советы, как не допустить грубые ошибки при обслуживании источника электрической энергии в машине.
Начинающие водители зачастую пренебрегают уровнем заряда аккумуляторной батареи, а зря. В один прекрасный день ваш автомобиль не заведётся – стартеру не хватит пускового тока, чтобы прокрутить двигатель. Придётся просить знакомых и соседей «прикурить», подтолкнуть или искать пуско-зарядное устройство. Проблем и забот, одним словом, не оберётесь.
Согласитесь, намного проще время от времени проверять уровень заряда, тем более процедура эта несложная. Достаточно взять обычный вольтметр, выставить на приборе предел измеряемого напряжения на стандартном для АКБ уровне 20 В и соединить щуп с плюсовой и минусовой клеммами АКБ.
Когда датчик показывает стандартное для аккумулятора напряжение 12,6 В, то батарея заряжена на 100%. Если напряжение упало на пару десятых, то значит, заряд пошёл на убыль, так как каждая десятая равна 10% ёмкости.
Можно ещё измерить плотность электролита – раствора дистиллированной воды и серной кислоты, который залит в большинстве аккумуляторов. Тут примерно такая же схема, как и с напряжением: чем меньше плотность, измеряемая в граммах на кубический сантиметр (г/см3), тем меньше заряд. Внимание на таблицу:
Напряжение, В | Плотность, г/см3 | Заряд аккумулятора |
12,7 | 1,26 | 100% |
12,6 | 1,24 | 90% |
12,5 | 1,23 | 80% |
12,4 | 1,21 | 70% |
12,3 | 1,20 | 60% |
12,2 | 1,19 | 50% |
12,1 | 1,17 | 40% |
12,0 | 1,16 | 30% |
11,9 | 1,14 | 20% |
11,7 | 1,13 | 10% |
10,5 | 1,1 | 0% |
Что касается низшей планки заряда, то не надо ждать, пока батарея сядет до нуля. Так называемый глубокий разряд может привести к необратимым процессам в электрохимической системе АКБ. Главная опасность: соли серной кислоты из электролита батареи осядут на свинцовых пластинах внутри «банки». Это значительно сократит и срок службы, и ёмкость аккумуляторной батареи.
Зимой порог минимального заряда составляет около 50%, а летом – 25%.
Такая большая разница обусловлена тем, что химические процессы внутри батареи меняются в зависимости от климатических условий. При минусовой температуре окружающей среды электролит теряет плотность, а вместе с этим снижается заряд аккумулятора. Потому в зимнее время очень важно следить за уровнем зарядки.
Но и летом, особенно в жару, стоит время от времени проверять состояние батареи, так как дистиллированная вода в электролите начинает просто-напросто кипеть и испаряться. Концентрация серной кислоты, наоборот, растёт, что тоже губительно для АКБ.
Важно: Не надейтесь на значок аккумулятора на панели приборов. Во-первых, даже на большинстве новых автомобилей там не выводится индикатор заряда батареи. Во-вторых, контрольная лампа зарядки загорается, когда АКБ полностью исчерпал свой заряд.
Прежде всего пару слов о том, что из себя представляет АКБ? Аккумуляторно-кислотная батарея – это источник, преобразовывающий химическую энергию в электрическую. Полученное электричество питает бортовую электросеть автомобиля, когда выключен двигатель и, следовательно, не работает генератор.
По мере эксплуатации батареи химическая часть, а именно, электролит – разбавленная дистиллированной водой серная кислота, теряет свои рабочие свойства. Для восстановления этих свойств и нужна зарядка, по ходу которой, наоборот, электрическая энергия преобразуется в химическую.
Для того чтобы зарядить аккумулятор, вам понадобится зарядное устройство. Этот небольшой прибор подключается к обычной розетке на 220 В и с помощью зажимов-«крокодилов» на проводах подсоединяется к клеммам АКБ. Стоит такое устройство в пределах 3−10 тысяч рублей.
Важно: Заряжать аккумулятор без демонтажа с машины можно, но обязательно нужно снять клеммы и отсоединить таким образом батарею от бортовой сети. Да, собьются настройки бортового компьютера, медиасистемы, но зато вы гарантированно убережёте электронику автомобиля от скачков напряжения и выхода из строя.
Бесполезно заряжать аккумулятор на холоде, так как электролит – жидкость, которая промерзает при минусовой температуре. Нет, в кусок льда смесь серной кислоты с дистиллированной водой, конечно, не превратится даже при морозе −45°, но шуга образоваться может запросто и при небольшой минусовой температуре.
Следовательно, уменьшатся ёмкость и электропроводность батареи, ведь мелкие кусочки льда электричество не проводят. Зарядится такой АКБ в лучшем случае на 30% от номинальной ёмкости, а в худшем – электролит закипит из-за резкого перепада температур и повредит корпус.
Ставить аккумулятор на подзарядку сразу с холода тоже нежелательно. Дайте батарее отогреться хотя бы несколько часов, чтобы электролит приобрёл свои рабочие свойства и испарился конденсат.
Важно: Чем ниже заряд АКБ, тем выше вероятность промерзания, так как уменьшается плотность электролита.
В идеале заряжать аккумуляторную батарею надо в отапливаемом, хорошо вентилируемом гараже. В процессе зарядки из АКБ выделяются токсичные вещества, такие как сернистый газ, хлористый водород. Эти выбросы не только опасны для здоровья, но и при взаимодействии с кислородом могут образовать взрывоопасную смесь.
Если тёплого гаража и отапливаемого бокса у вас нет, то можно зарядить батарею дома. Лучше всего разместить аккумулятор на балконе с открытой форточкой или ванной, туалетной комнате, где есть вытяжка.
Важно: Если вы и ваши домашние почувствовали металлический вкус или жжение во рту, носу, головную боль, то немедленно прекратите зарядку аккумулятора, проветрите помещение и обратитесь в службу экстренной помощи или ближайший токсикологический центр.
Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля? Обязательно прочитайте инструкцию зарядного устройства и выполните описанную там последовательность действий.
Есть два вида ЗУ: 1) С постоянным напряжением; 2) C постоянным током. Более предпочтительным считается первый тип, так как зарядка проходит безвредно, поскольку за счёт стабильного напряжения не разрушает внутренние компоненты батареи. Прибор с постоянным током зарядит аккумулятор в 1,5−2 раза быстрее, но сократит срок службы АКБ за счёт более агрессивного воздействия, поскольку напряжение в ходе процесса будет меняться в зависимости от наполняемости батареи. Плюс, придётся повозиться с настройками в ходе процесса, если в приборе нет автоматического подбора заряда.
Базовый алгоритм на любом ЗУ и со всеми типами аккумулятора следующий:
Лучше всего использовать устройства с автоматическим режимом зарядки. Подсоединили прибор, выставили необходимое значение тока, напряжение и вовсе установится самостоятельно в зависимости от текущего уровня заряда батареи, и ждите. Когда аккумулятор зарядится, устройство автоматически уменьшит ток и напряжение до минимума, чтобы не перегрузить батарею.
Важно: При любых работах с автомобилем, связанных с электричеством, сначала отсоединяем минус и только затем плюс.
Зарядка аккумулятора даже в ускоренном режиме занимает минимум несколько часов, а в медленном – от 10 до 30 часов. Вмешиваться в процесс и что-то настраивать в ходе подзарядки постоянным напряжением не требуется, а автоматика в современных ЗУ отключит зарядку в случае сбоя. Тем не менее периодически – раз в несколько часов – поглядывать за аккумулятором надо: если закипит электролит и батарея, не дай бог, перегреется, то и до пожара недалеко. Тут уже никакой «автомат» не поможет.
Важно: Если АКБ шипит после планового отключения от зарядного устройства, то значит, произошёл перезаряд. Значит, вольтаж при зарядке долгое время был сверх нормы – больше 15 В. Последствия, мягко говоря, не очень хорошие: в процессе зарядки могут окислиться клеммы или перегореть ЗУ, не говоря уже о разбухании аккумулятора и протечке электролита.
Нормальный новенький аккумулятор рекомендуется заряжать два раза в 12 месяцев – перед зимой и после, т. е. в начале и конце периода самой тяжёлой нагрузки на АКБ и электрооборудование автомобиля. В остальное время достаточно раз в месяц проверить уровень зарядки.
Важно: Если вы задействуете ЗУ больше двух раз в год, то значит, ваш аккумулятор плохо держит заряд и нуждается в ремонте или даже в полной замене. Вообще, качественная батарея при должных условиях эксплуатации и правильной зарядке прослужит до пяти лет.
Зарядка свинцово-кислотного аккумулятора – это химический процесс, поэтому важно соблюдать следующие меры предосторожности:
Важно: Заливные отверстия АКБ следует закрывать минимум через два часа после завершения зарядки, когда химический раствор в аккумуляторе остынет и перестанет выделять пары.
***
Аккумулятор – небольшой и не самый заметный, но важный компонент, без которого автомобиль просто-напросто не заведётся. Поэтому своевременная и правильная подзарядка батареи в домашних условиях, а также её бережная эксплуатация помогут вам сэкономить и нервы, и время.