Управление автомобилем в условиях холодной и снежной погоды требует от автомобилистов внимания и соблюдения мер безопасности. И одно из обязательных условий — использование зимних шин. Расскажем, какая зимняя резина лучше — шипованная или липучка, а также разберём, чем они отличаются.
В зимний сезон водители не имеют права эксплуатировать машину, на которой установлена летняя резина. Такая норма введена постановлением Правительства РФ № 837 от 27.05.2023. То есть автолюбители обязаны сменить шины до 1 декабря. Местные власти могут переносить эту дату и на более ранний срок.
Это не единственный повод менять резину. Есть и другие причины.
Для зимнего использования выпускают три разновидности шин: липучки (фрикционные), шипованные и всесезонные. Третий вид распространён в регионах, где не бывает снежных зим и температура воздуха редко падает ниже нуля. На территории России их используют редко, поэтому мы будем рассматривать две основные категории: шипы и липучки.
Шипованные шины — покрышки, в которых установлены металлические шипы. С помощью этих элементов колесо «вгрызается» в лёд и обеспечивает управляемость транспортного средства.
Особенности шипов и их использования:
Эффективность шиповки во многом зависит от температурного режима. Доказано, что лучше всего они впиваются в лёд при температуре до −25 °С. При более сильных морозах ледовое покрытие становится прочнее, поэтому ездить в такую погоду нужно намного аккуратнее.
Липучки (фрикционные шины) обеспечивают хороший контакт с дорогой благодаря специальному рисунку протектора, многочисленным ламелям и особому резиновому составу. Для их производства используется более мягкая резина. Это увеличивает площадь соприкосновения колеса с покрытием, повышает силу трения и препятствует скольжению.
На рынке можно встретить липучки двух видов:
Чтобы при покупке не перепутать их, обращайте внимание на отличия: количество ламелей и форму шины (скандинавская в разрезе более угловатая). Кроме того, посмотрите на маркировку, а именно — на индекс скорости.
Покрышки для Европы рассчитаны на более высокий скоростной режим и обозначаются буквами «H» и «V». На скандинавских стоят символы «Q», «R» или «T».
Чтобы решить, что лучше на зиму — шипованная резина или липучка, следует сравнить оба варианта шин. Для этого проанализируем результаты экспериментов и тестов, которые проводились изданиями Авторевю и Moottori. Уточним, что в исследованиях участвовали липучки скандинавского типа.
Большая часть территории России зимой покрывается снегом. Дороги — не исключение. Если в крупных городах с осадками быстро справляются дорожные службы, то в другой местности водителям приходится передвигаться по снежному покрытию. Как ведут себя шины:
Разница во всех тестах небольшая. Как показывают опыты, фрикционная резина лучше проявляет себя на дорогах, покрытых рыхлым снегом и снежной кашей. Из-за большей мягкости такие шины лучше контактируют с заснеженным покрытием, а многочисленные ламели способствуют отведению излишней влаги. Шипы в таких условиях уступают, но на плотном снегу работают эффективнее.
Результаты этого теста будут интересны жителям крупных городов, которые зимой передвигаются по расчищенным и обработанным реагентами дорогам:
По итогам при езде по асфальту явного лидера выявить не удалось. На сухом покрытии — шиповки проигрывают, преимущество за липучками. Но на мокрой дороге лучше себя проявляют шипы.
На ледяном покрове шипованная резина является однозначным фаворитом и выигрывает по всем показателям. Результаты тестов:
Шипованная резина отлично проявляет себя при езде в гололёд, а также по воде, под которой есть наледь. Благодаря конструкции она «вгрызается» в лёд, препятствует скольжению и является более надёжной. Фрикционная резина не имеет такого сцепления и работает хуже.
Зимние шины — липучки обладают следующими плюсами:
Основной минус такой резины — хуже управляемость и проходимость по ледяному покрытию. Особенно опасно ездить на таких шинах за городом во время оттепели. Лёд тает и создаёт водную прослойку, в результате липучки теряют контакт с поверхностью и уходят в занос.
Шипованные шины хорошо держатся на ледяной дороге. Не зря их выбирают жители Сибири и районов Крайнего Севера.
Преимущества шипов:
Недостатки таких покрышек:
Свойства шин зависят не только от их вида, но и от качества. Дорогие качественные липучки могут превосходить посредственные шиповки, приобретённые по минимальной цене, и наоборот.
Сложно ответить на вопрос, что лучше — шипы или липучка. Оба вида резины заслужили право на существование, но предназначены для эксплуатации в разных условиях и климате:
На выбор резины не влияет привод. Шипы или липучка на передний и задний привод подбираются исходя из условий, в которых эксплуатируется машина. При этом на колёса необходимо устанавливать полный комплект одинаковых шин. Одновременное использование фрикционок и шиповок может спровоцировать занос.
Владельцам кроссоверов и внедорожников производители предлагают свои модели шин, которые обладают усиленным каркасом. Их боковины твёрже и прочнее. При этом выпускаются как шипованные, так и фрикционные варианты резины. Шины обоих видов подходят для любой КПП — и автомата, и механики.
Выбирая, что лучше — липучка или шипованная зимняя резина, руководствуйтесь теми же принципами, которые были описаны выше. Если вы ездите преимущественно по городу, стоит брать липучки. Если же вы водите по бездорожью, предпочтительнее шипы.
Многие думают, что шины нужно поменять, когда начнутся первые заморозки. Но лучший период для замены — когда среднесуточная температура находится на отметке примерно +6 градусов.
Уже при таких показателях температуры летняя резина начинает дубеть и теряет способность эффективной работы. Сцепление с дорогой становится хуже, и вождение перестаёт быть безопасным.
Кроме того, увеличивается вероятность того, что водитель может оказаться в неприятной ситуации, связанной с обледенением трассы. Утром дорога часто покрывается инеем, становится скользкой. Это чревато потерей контроля во время вождения. Поэтому проще заранее поставить зимнюю резину.
Часто водители не хотят раньше времени ставить шипованную резину, опасаясь потерять все шипы. Однако современные покрышки имеют особую конструкцию, благодаря которой при перемещении по асфальту металлические элементы прячутся внутрь. Если ехать аккуратно, вывернуть их оттуда практически невозможно.
Другое дело — агрессивное вождение и пробуксовки. Такие условия приводят к тому, что шипы не успевают спрятаться, в результате их выдёргивает из установочных мест. Поэтому выпадение шипованных элементов происходит при любой погоде и дорожном покрытии. Всё зависит от того, как ехать.
Также автолюбители должны следить за степенью износа шин. Если они износились, то будут совершенно бесполезны в зимних условиях и вызовут не меньше проблем, чем летние.
Чтобы водители могли понять, когда резину нужно заменить на новую, производители наносят специальный индикатор. Как только он пропадёт, шины стёрлись. Если такой важной подсказки нет, специалисты рекомендуют измерить глубину канавок протектора. Она должна быть более 4 мм.
О непригодности шипованных шин также говорит количество оставшихся в наличии шипов. При отсутствии 60% металлических элементов зацеп с дорогой становится минимальным, колёса начинают скользить и становятся неспособными выполнять свои функции.