На какие параметры стоит обратить внимание при покупке колёсных дисков? Ширина обода, посадочный диаметр, крепёжные отверстия, но это не всё. Есть ещё один важный аспект, о котором почему-то зачастую не знают начинающие водители – это вылет колёсного диска. Впервые слышите? Тогда объясняем как, что и куда «вылетает».
Совет: при покупке новых колёсных дисков всегда соблюдайте рекомендации производителя вашего автомобиля и обращайте внимание на показатель ET. А теперь давайте разберёмся, почему этот показатель так важен.
Вылет колёсного диска или коротко ЕТ – это расстояние между центральной осью обода диска и его креплением к ступице, вращающей колесо. Устанавливается этот геометрический параметр производителем машины на заводе и измеряется в миллиметрах. Чем больше расстояние между креплением и серединой несущей части колеса, тем больше показатель.
Например, на «Ниве» 4×4 вылет диска составляет ЕТ45, где 45 – расстояние от крепления до воображаемой средней линии. На «Лада Веста» этот параметр равен ЕТ50, а на KIA Rio – ET52. На УАЗ−452 «буханке» 1971 года выпуска вылет колёсного диска равен скромным ЕТ11.
При этом не стоит путать вылет диска и выпирающие из-под крыльев колёса. Это противоположные друг другу вещи, и второе как раз свидетельствует о нарушении рекомендаций ЕТ для отдельной взятой модели. На нормальной устойчивой машине колёса находятся либо вровень с аркой, либо чуть-чуть, на 2−3 мм, «утоплены» вовнутрь.
Зачем вообще нужен ЕТ? Начнём с того, что неправильный вылет чреват большим количеством проблем и, в конце концов, поломок.
Во-первых, на неподходящих колесах, и не в последнюю очередь с большим или меньшим ЕТ, машина поедет совсем иначе, чем должна ехать.
Во-вторых, уровень пятна контакта шины с асфальтом окажется неравномерным, балансировка нарушится. Авто будет плохо держать траекторию на прямых дистанциях и хуже слушаться руля в поворотах.
Плюс, при неверном подобранном вылете вы рано или поздно «убьёте» ходовую часть. Нагрузка на ось будет больше расчётной и может превышать 10−15% нормы, а это ускорит процесс износа ступичных подшипников, шарниров подвески, амортизаторов, рычагов и т. д.
В конце концов, использовать нестандартный вылет диска небезопасно.
Колёса в ходе движения автомобиля будут цепляться за арки в случае большого выступа или элементы подвески или даже детали тормозной системы в случае сильного «углубления» под крылья. Да и крепление не всегда бывает надёжным, потому что требуется болты и шпильки другого размера.
Такое колесо может запросто отвалиться.
Так что запомните правило: видите на дороге условную «девятку» с выпирающими из-под арок колёсами и старенькую «Ниву» с колёсами, «утопленными» вглубь крыльев, держитесь от них подальше. Эти машины плохо управляются и не факт, что от них не отлетит колесо или какая-нибудь деталь подвески.
Показатель ЕТ в обязательном порядке указан на ободе диска и привалочной плоскости ступицы с индексом ЕТ или OFFSET в некоторых странах, как в Японии. Понятно, что и там, и там цифра должна совпадать.
Если вдруг диск старый и вам не удаётся прочитать маркировку, то определить вылет можно вручную. Для этого придётся снять колесо, по возможности разбортовать и вооружиться линейкой или рулеткой:
Что делать, если вы вдруг купили новые диски и обнаружили, что ЕТ на пару миллиметров меньше или больше положенного? Спокойствие, ничего страшного.
Как правило, автопроизводители допускают небольшое отклонение от установленных параметров вылета колёсного диска.
Запас ЕТ в меньшую и большую сторону составляет около 5−7 мм.
Вылет колёсного диска классифицируется по трём видам: положительный, нулевой и отрицательный. Определяется каждый тип по расположению привалочной плоскости, т. е. поверхности крепления к ступице, относительно центральной оси колеса.
Так, например, положительный вылет (ЕТ) – это когда крепёжная/привалочная плоскость диска находится за средней линией колеса, ближе к ступице. При отрицательном, наоборот, эта поверхность расположена перед центральной осью – ближе к внешней стороне диска. При обозначении такого вылета в индексе добавляют минус: E−25. При нулевом типе, обозначенном ЕТ(0), поверхность монтажа диска точно совпадает с центральной линией колеса.
Положительный вылет диска больше подходит стандартным дорожным автомобилям, а также гоночной технике в шоссейно-кольцевых гонках, как Формула 1 и дрифт, поскольку обеспечивает большую поперечную устойчивость и управляемость. Отрицательный чаще всего обеспечивает более высокий дорожный просвет и большую колею – например, на внедорожниках и раллийных машинах. Нулевой вылет со сниженной нагрузкой на подвеску встречается в основном на автомобилях с большими колёсами, как, например, бигфуты, монстраки, или широким кузовом, как Hummer H1 и H2 или Toyota Land Cruiser.
Вылет колёсного диска – важный и нужный параметр в работе ходовой части машины, который ни в коем случае не нельзя игнорировать. Соблюдение рекомендаций производителя вашего автомобиля к показателю ET сделает ваши поездки и комфортнее, и безопаснее.