На главную страницу
Ипотека онлайн
Самые выгодные предложения банков по ипотеке с онлайн-заявкой
Кредит онлайн
Кредиты на любые цели — расчет выгодных условий и заявка онлайн
ОСАГО онлайн
Пошаговый гид для расчета и оформления
Новостройки
Актуальные предложения по продаже квартир от застройщиков

Утильсбор в 2024 году

02 ноября 2024 15:20
877
Иван Беликов Автор «Выберу.ру»

Что такое утилизационный сбор на авто? Цена утильсбора в 2024 году. Кто платит за утильсбор? Как утильсбор влияет на стоимость машины? Возможно ли легально не платить за утильсбор? Читайте на сайте Выберу.ру.

Содержание статьи

Что такое утильсбор и как он влияет на стоимость машины?

Утилизационный сбор на автомобили — не просто оплата уничтожения отслужившего свой срок транспортного средства. Фактически это вклад каждого автовладельца в развитие и поддержку индустрии страны по переработке ржавого или разбитого автохлама. Ведь утилизация вышедшей из строя машины не ограничивается вывозом на свалку по одному звонку в спецпункт или дилерский центр.

Автомобиль по документам из ГИБДД принимают в пункте приёма, потом отправляют на разбор. Специалисты сливают все технические жидкости и остатки топлива, демонтируют стёкла, покрышки, аккумуляторы, пластмассу и отправляют их на переработку. Образовавшиеся отходы нужно «захоронить». Кузов отправляют на так называемый завод-шредер, где распиливают, разрезают, измельчают.

На сегодняшний день в России функционируют около десяти крупных предприятий и строятся ещё несколько. Это, конечно, очень мало для страны, где, по статистике, утилизации подлежат 3 млн автомобилей в год. А инвестирование в строительство одного такого комплекса составляет почти 2 млрд рублей. Для развития отрасли необходимы внешние источники финансирования, и утилизационный сбор — именно такой способ поддержки.

Правительство РФ устанавливает ставку, которая взимается с каждого авто с завода или машины, ввозимой из-за границы. Оплатить сбор нужно только раз. Расходы на уплату утильсбора поставщики и автопроизводители включают в стоимость автомобиля.

Утильсбор в РФ. Фото: freepik.com

Россия — не единственная страна в мире, где, помимо таможенных пошлин транспортного налога граждане платят сбор за отправку авто в утиль. Есть такой платёж и в соседних Беларуси, Казахстане, Узбекистане, а также в Японии, Нидерландах, Норвегии. В других странах, как США, Канада, Германия, Франция, формально утилизационного сбора нет, но есть экологический налог, который взимается с авто при покупке.

Как рассчитывается утильсбор

Размер утилизационного сбора определяется по двум основным параметрам: базовая ставка 20 тыс. рублей + коэффициент, зависящий от литража двигателя и возраста автомобиля. Ещё тарифы на иномарки меняются в зависимости от того, кто именно импортирует автомобиль в страну — юридическое лицо, т. е. официальный дилер иностранного автозавода, или физическое лицо — гражданин, который приобрёл авто за границей для личного пользования. Базовые ставки и там, и там одинаковые, отличаются только коэффициенты. Ещё для физлиц не учитывается литраж мотора.

Коэффициенты утильсбора в России при ввозе легкового автомобиля для личного пользования. Таблица 

Авто менее 3 лет

Авто от 3 лет

0.17

0.26

Коэффициенты утильсбора при импорте или выпуске легкового автомобиля с завода, до 1 октября. Таблица

Объём мотора

До 1 литра

1−2 л

2−3 л

3−3,5 л

Свыше 3 л

Авто менее 3 лет

1.42

2.21

4.22

5.73

9.09

Авто от 3 лет

5.3

8.26

16.12

28.15

35.01

Так, для седана Toyota Camry выпуском 2020 года с двигателем 2.5 литра, размер утилизационного сбора до 1 октября составлял 322 тыс. рублей. Стоимость утильсбора за автомобиль 2024 года обходилась в 84 тыс. рублей. Добавление платёжки по мере возраста транспортного средства мотивирует импортёров не ввозить в страну старые машины и, следовательно, не захламлять дороги.

Если же рассчитать ставку для физлиц, то за Toyota Camry выпуска четырёхлетней давности покупатель должен был заплатить 5200 рублей, а за новую — 3400 рублей. Тут только нужно знать пару правил. Во-первых, в течение ближайшего года эту машину нельзя будет ни выставить на продажу, ни подарить, ни передать в наследство. И, во-вторых, в течение 12 месяцев после один человек может заплатить один утилизационный сбор — не больше! Поэтому скупать технику за границей для себя и потом продавать в России налево-направо не получится.

Кто платит утильсбор

Самый резонансный вопрос: кто и когда должен оплачивать утилизацию автомобиля? По логике вещей, платить должны владельцы при сдаче старого автомобиля в утиль. Но возьмём элементарный пример и разберёмся, много ли эти граждане принесут в бюджет.

Стоит где-нибудь во дворах провинциального российского городка ржавая «копейка» возрастом свыше 30 лет или даже старенькая иномарка, которой пришёл срок. Да собственник ни в жизнь не станет платить! Тем более льгот за сдачу машины, как в Германии, у нас нет. А у госавтоинспекции и коммунальных служб нет права эвакуировать брошенные авто на специальные стоянки. Хозяину проще продать или так бросить, чем утилизировать.

Получается, перерабатывающие и утилизационные предприятия не только останутся без допсредств, но и без работы. А дворы и задворки окажутся завалены автохламом. Всё это чревато ухудшением экологической обстановки и транспортной безопасности на дорогах.

Техосмотр. Фото: freepik.com

Куда эффективнее в широком контексте взимать плату сразу после ввоза иномарки в страну и выхода машины с конвейера. Причём лучше всего не с частных покупателей, а с бизнеса — импортёров и автопроизводителей, способных заплатить в разы больше. Такой механизм и применяется в России и других странах, где есть утильсбор. Всё равно в конечном итоге оплачивают покупатели, поскольку плата за сбор включена в цену авто, и это, что говорить, большой минус системы. Но не главный, поскольку есть ещё один недостаток, который, собственно, и привёл к новому изменению ставок утильсбора.

Повышение утильсбора с 1 октября 2024 года

За 12 лет с момента введения в российском автопроме ультильсбор повышали несколько раз, причём очень серьёзно. В 2016-м платёж вырос в среднем на 65%, в 2018-м — на 15%, в 2021-м — на 30%. В отдельных сегментах и категориях, как новые иномарки для дилерских центров, платежи выросли на 110%. Так что повышение с 1 октября — история, скорее, закономерная, нежели из ряда вон выходящая.

С начала второго месяца осени коэффициенты на все виды транспортных средств, лёгковые машины и лёгкие коммерческие машины, грузовики, автобусы, трактора, повысились сразу на 75−80%. Так, ставка на новую легковушку с 1.5-литровым двигателем составляет теперь 27.81, а не 4.22. А при расчёте платы за поддержанный автомобиль с мотором от 3 литров будет учитываьься коэффициент 114.25 место 9.09. Внимание на таблицу снизу.

Коэффициенты утильсбора при импорте или выпуске машины с завода с 1 октября

Объём мотора

До 1 л

1−2 л

2−3 л

3−3,5 л

Свыше 3 л

Авто менее 3 лет

15.84

27.81

78.14

89.73

114.26

Авто от 3 лет

19.17

48.91

118.31

137.36

150.2

Для чего увеличивается стоимость утильсбора?

По официальной версии правительства РФ и отечественных автопроизводителей, повышение ставки простимулирует иностранные компании строить в России заводы с полным циклом производства, а не только сборочные предприятия. Под иностранными компаниями подразумеваются, конечно, китайцы, потому что никого больше в нашем автопроме нет. Российские концерны изменение утильсбора коснётся в меньшей степени, потому что из госбюджета им частично компенсируют суммы на уплату утилизационного сбора.

Сколько утильсбор приносит в бюджет?

Расчётный доход госбюджета от платежа за утильсбора составит около 1 трлн рублей, а прогнозируемое пополнение казны федерального бюджета на транспорт в 2025 году и вовсе должно превысить 2 трлн. Часть эти средств, как было сказано выше, вернётся автозаводам в России в виде компенсаций за платёжку «утиля». Так, согласно последним новостям про утилизационный сбор, АвтоВАЗ, ГАЗ, КамаЗ в следующем году получит субсидии на общую сумму 818,9 млрд. рублей. Остальные средства пойдут на поддержку и развитии индустрии по переработке и утилизации машин.

Повышение стоимости авто

Прогноз нерадостный. Ещё раз, не верится, что китайские автопроизводители вдруг волшебным образом бросят силы и финансовые средства на строительство заводов в России. Они будут осторожничать и дальше, и никакие дополнительные налоги их не мотивируют. Им есть чем рисковать, учитывая, что в распоряжении их стремительно растущего автопрома весь мир – лучшие специалисты, поставки комплектующих, рынки сбыта. Рассчитывать на других глобальных игроков на мировом авторынке нам не приходится. В ближайшие годы сбежавшие западные бренды вряд ли вернутся. Геополитическая обстановка в мире не наладится за один день и даже месяц, полгода.

Иномарки

Списание утильсбора теперь обойдётся импортёрам и автопроизводителям в немалые деньги. И пострадают от этого повышения, прежде всего, граждане.

Дилерам, как официальным, так и «серым» ничего не останется, кроме как поднимать цены на автомобили всё и выше, придётся сократить объёмы ввоза, потому что спрос упадёт. Финансовые эксперты считают, что уже к концу текущего года цены иномарки подорожают на 15%. Ещё на 15% больше будет строить иностранная техника с начала 2025 года. И это без учёта высоких темпов инфляции в стране.

Отечественный автопром

Иномарок в России станет меньше. Но и альтернативы на нашем рынке сейчас особо нет. Из полноценных автозаводов, массово выпускающих легковые авто, в России есть только АвтоВАЗ и китайский Haval в Туле. Это пять лет назад можно было бы не переживать: тогда в стране были предприятия Toyota, Renault, Nissan, Ford, Mercedes, Volkswagen, Hyundai. На фоне высокой рыночной конкуренции внутренние автокомпании и импортёры продавали машины по доступной цене даже при резких повышениях ставок, предоставляли скидки, льготы клиентам, и. т. д.  При нынешнем дисбалансе подобного «предохранителя» нет.

Ничто не помешает АвтоВАЗу и российскому заводу Haval вслед за прижатыми к стене импортёрами поднять цены на свои новые автомобили, и наличие льготных выплат — не преграда. Особенно если ограничение сработает, и удастся разогнать китайских конкурентов. Ввоз машин из-за границы упадёт и спрос на рынке превысит предложение. Со временем тогда непременно подскочат цены и б/у авто, потому что граждане начнут больше ценить свои машины. Дальше по цепочке вырастут расходы на обслуживание — сервисные центры, шиномонтаж. Далее подорожают каршеринг, такси. Негативных последствий для рынка будет много, и очень жаль, что инициаторы увеличения «утиля» не рассмотрели все последствия. В перспективе новые тарифы принесут больше вреда, чем пользы.

Что будет с частным ввозом авто

Хорошая новость в том, что на физлица, которые ввозят автомобили из-за границы для личного пользования, повышение с 1 октября не распространяется, сохранятся прежние ставки — по крайней мере до 2025 года. Индексация, скорее всего, произойдёт с 1 января, но пока неизвестно, в каком виде.

Перевозка авто. Фото: freepik.com

Возможно ли легально не платить утильсбор

Согласно действующему законодательству, Федеральная таможенная служба не взимает утилизационный сбор со следующих категорий:

Все эти исключения не относятся к среднестатистическому автомобилисту в России. Поэтому платить за утильсбор гражданам приходится, пусть и в виде добавленной стоимости машины.

Что ждёт утильсбор в будущем?

В следующие пять лет, до 2030 года включительно, каждое 1 января тарифы будут повышаться в среднем на 10−20%. Долгосрочное увеличение «утиля» утвердили вместе с новыми суммами от 1 октября. Базовую ставку в 20 тыс. рублей поднимать не планируется. Но даже относительно цифр до 1 октября коэффициенты за 5,5 лет вырастут почти на 200%! Такая вот печальная и не имеющая отношения к утилизации автомобиля и заботы от экологичности история получается…

Теги: Авто Водители Техосмотр Экономика

Статьи и новости по теме: