Когда нужно менять резину на зимнюю? Как выбрать зимнюю резину? Какую фирму выбрать при покупке зимних шин? Рейтинг лучших моделей зимних шин в 2024 году. Читайте подробнее на сайте Выберу.ру.
Зима близко. Ох, эти слова заставляют нервничать как начинающих водителей, так и автомобилистов со стажем. Впереди гололедица, снегопады, метели. Ужас, одним словом. А ещё возникает извечная дилемма: когда «переобуться» и какую зимнюю резину лучше купить? Ведь во многом от того, насколько надёжные и эффективные покрышки установлены на автомобиле, зависит безопасность и комфортность вождения на снежной и ледяной дороге.
К счастью, в наш высокотехнологичный век вариантов и моделей качественных зимних шин предостаточно. Так что нужно лишь сделать правильный выбор, и мы поможем вам в этом.
Это требование распространяется на все регионы России — от южного Сочи до Крайнего Севера.
Естественно, автовладелец должен следить и за прогнозом погоды, а не только за календарём. Если среднесуточная температура воздуха составляет +5…+7 градусов, то смело вперёд на шиномонтаж! В большинстве регионов России такой температурный режим устанавливается примерно в середине октября.
Самое главное — не ждите, когда дорога обледенеет и начнутся метели, снегопады и образуются сугробы. Летние покрышки за счёт особенности состава резиновой смеси даже при низких плюсовых температурах теряют эластичность и «дубеют». Следовательно, падают их сцепные свойства с дорогой.
Ездить на такой резине опасно: увеличивается тормозной путь, ухудшается разгон и машина хуже слушается руля. Что говорить про гололёд, на котором протектор летних шин совершенно бесполезен и никак не убережёт от заноса и аварийной ситуации.
Противники ранней «переобувки» утверждают, что на сухом асфальте зимние покрышки изнашиваются быстрее. Это не совсем так, поскольку уровень износа отличается не сильно. Плюс, зимняя резина не столь хрупкая, как летняя, и нормально держит дорогу даже при +10… +15 градусов.
Мы писали про это важное правило в материале про 10 ошибок автолюбителей в зимнее время года и повторимся ещё раз.
Осенью на зимнюю резину лучше перейти пораньше, а весной на летнюю — попозже.
Добавим, что согласно действующим нормам «переобуться» обратно можно только после наступления календарной весны 1 марта. То есть хочешь не хочешь, а декабрь, январь и февраль придётся отъездить на зимней резине или всесезонных покрышках.
Визуально отличить зимнюю авторезину от летней проще всего по протектору. Рисунок внешней части колеса в зимнем варианте более агрессивный и ярковыраженный: волнообразных надрезов или так называемых ламелей намного больше, канавки глубже и шире, чем на летних покрышках. Также определить зимнюю резину можно по значку в виде снежинки на боковине и надписи winter.
Ещё зимние шины имеют шипы — металлические или керамические элементы, которые встроены в протектор и буквально впиваются в лёд, разгребают рыхлый снег и кашеобразную массу, позволяя машине цепляться за полотно. Однако есть и альтернатива шипованным шинам — это так называемая фрикционная резина или в простонародье «липучка». В ходе движения машины такая резина буквально прилипает к снежному или ледяному покрытию, обеспечивая транспортному средству устойчивость в гололедицу и на заметённом снегом асфальте, отсюда и такое забавное неофициальное название.
Каждый тип зимних шин имеет своё отдельное обозначение:
M+SE — шины для грязи и снега с шипами;
M+S — шины для грязи и снега;
AGT — всесезонные шины.
Всесезонные шины — это компромиссный вариант, который подходит и для жаркого лета, и для относительно холодной зимы в южной части России, где нет морозов, сугробов и гололёда. ПДД не запрещает использовать «всесезонку» в декабре, январе и феврале, но надо понимать, что нижняя температурная планка работы данного типа шин зимой составляет всего −10 градусов. К более холодным погодным условиям эта резина непригодна. Да и хватает таких шин максимум на год — изнашиваются они очень быстро. Так что предпочтительных вариантов всего два.
Принцип выбора зимних шин
Прежде всего определитесь, какие зимние шины вы хотите купить и установить — шипованные или нешипованные. Выбор во многом зависит от того, по каким дорогам вы ездите.
Берите «липучки», если передвигаетесь в основном по расчищенным городским улицам, посыпанным химическими противогололёдными реагентами или песком с солью. Держака и управляемости авто в этих условиях хватит, что называется, за глаза. А ещё фрикционки не такие шумные, поскольку не цепляют асфальт металлическими или керамическими «гвоздями».
Впрочем, есть у нешипованной резины и минусы.
Главный из них — зацеп на обледенелой и снежной поверхности, непосыпанной дорожниками, слабее, чем на шипах. Если машину занесло на льду, то остановить и поймать её на такой резине будет проблематично. В ходе движения такие колёса могут пробуксовывать, а тормозной путь автомобиля на отдельных участках дороги может становиться больше.
Машина на шипованных колёсах намного лучше справляется с заснежённой и ледяной дорогой благодаря «вгрызанию» в поверхность. Имеет смысл остановиться на данном варианте, если вы проживаете в сельской местности, где коммунальные службы редко чистят улицы, или просто часто выезжаете на природу зимой и много времени проводите на бездорожье. Ну и просто дополнительный держак на зимней дороге никогда не бывает лишним. Поэтому если при выборе покрышек ваш главный приоритет — уверенность в машине на зимней дороге, то выбор очевиден. Главный недочёт — шипы эффективны не в любую погоду. При сильном морозе, от −25 градусов, ледяная поверхность становится слишком твёрдой, и металлические элементы не всегда могут «вгрызться» в дорогу. «Липучка» же одинаково эффективна по своим меркам при любой минусовой температуре.
Рейтинг зимних шипованных шин, а также нешипованных мы представим ниже в нашем обзоре.
Итак, с тем, какую зимнюю резину лучше выбрать, определились.
Теперь обратите внимание на размеры профиля по высоте и ширине, радиус в дюймах, максимально допустимую скорость и разрешённую массу при эксплуатации. Все эти данные прописаны в документации вашего автомобиля.
Возьмём для примера обозначение 195/55 R15 85R зимней резины на седане Volkswagen Polo. 195 — ширина шины, 55 — высота профиля в процентах от ширины, R15 — диаметр колеса, 85 – предельная нагрузка на каждое колесо в кг, а R – допустимая скорость на этих шинах в интервале 165−180 км/ч. Для сравнения, на полноприводный кроссовер Geely Atlas можно поставить покрышки с параметрами 225/60 R18 105R XL, где последний индекс означает усиленную конструкцию с проволочным каркасом. Резина XL в основном ставится на внедорожники и грузовую технику.
Немаловажную роль в безопасности и цепкости зимних шин играет и рисунок протектора. При приобретении резины обращайте особое внимание на следующие элементы дизайна:
Особенность | Польза |
Глубина канавок от 9 от 17 мм | Чем глубже рисунок, тем стабильнее и ровнее шины «держат» дорогу |
Большое количество вырезов на протекторе | Меньше скольжений, колёса лучше цепляются за обледенелую и заснеженную дорогу |
Симметричный однонаправленный рисунок в виде «ёлочки» | Машина крепче держится за дорогу и стабильнее ведёт себя на торможении, водитель меньше корректирует движение рулём; |
Ассиметричный ненаправленный рисунок | Лучше проходимость на снежной дороге, но меньше стабильности на ровной и прямой трассе; |
Мелкие канавки на боковой части шины | Дополнительное сцепление на снежном покрытии. |
Несмотря на массовый уход западных автомобильных брендов из России несколько лет назад, отечественный рынок автомобильной резины живёт и здравствует. Нет проблем с тем, чтобы приобрести марки и модели шин как бюджетного сегмента, так и премиального. Что-то можно купить из складских запасов брендов, свернувших производство. Поставки товаров некоторых компаний осуществляются по параллельному импорту.
Какую марку выбрать? Безусловно, лучше не экономить – будь то летняя, всесезонная или зимняя резина — и купить покрышки известного производителя. Ведь чем качественнее шины, тем предсказуемее и стабильнее автомобиль ведёт себя в снегу и на льду. А это уже вопрос безопасности. Вот список премиальных брендов зимних покрышек:
Pirelli. Один из старейших и самых уважаемых брендов в шинном кластере, основанный 102 года назад — в 1922 году. Хотя итальянская компания специализируется на автогонках, в том числе в Формуле 1, она предлагает широкий ассортимент покрышек и для серийных дорожных автомобилей.
Bridgestone. Самый крупный в мире производитель шинных изделий. В линейке «японцев» имеется свыше 100 различных моделей и почти 200 типоразмерных вариантов покрышек, как для бюджетных машин, так и для люксовых. Особое внимание компания уделяет технологии разработки зимних шин. Кстати, именно Bridgestone в 70-х создала первую в мире нешипованную резину.
Michelin. Второй по объёму производства после Bridgestone и один из ведущих игроков в отрасли. Французский шинный гигант существует с 1889 года и год за годом берёт различные награды за высокое качество, надёжность и технологичность своей продукции, в том числе для зимнего времени года.
Hankook. Южнокорейский концерн вышел на рынок не так давно — в начале 90-х. При этом компания уже успела завоевать доверие и авторитет среди автовладельцев во всём мире. Единственный минус — Hankook не производит зимние покрышки.
Yokohama. Признанный лидер по выпуску премиальных шин для автотранспортных средств всех категорий — от малолитражных легковушек до многотонных большегрузов. Стремление к наивысшему качеству неудивительно, ведь японская компания была создана специально для поставок шин императорскому двору.
Continental. Немецкий концерн появился ещё даже до создания первого в истории автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, в 1871 году, и изначально специализировался на выпуске резиновых изделий и колёс для велосипедов. А в начале XX века компания из Ганновера выпустила первые в мире автомобильные шины с протектором. Ещё спустя некоторое время немцы разработали противоскользящие шины, оказавшиеся своего рода прообразом зимних покрышек, технология разработки которых была освоена в 50-х годах. Сейчас Continental – это огромная транснациональная компания с филиалами в 57 странах.
Если говорить о российских шинных компаниях, как «Кама», Viatti, Кировский шинный завод, то специализируются они в основном на продукции среднего ценового сегмента. Премиальные шины для легковой и грузовой техники в нашей стране производит только «Кордиант», основанный на базе Ярославского шинного завода и в 2017 году ставший в России маркой № 1 в номинации «Автомобильные шины».
Выберу.ру изучил актуальные обзоры в российских и зарубежных автомобильных изданиях, отзывы автовладельцев, проанализировал предложения на маркетплейсах и выбрал пять самых подходящих моделей шин для суровой российской зимы. При составлении списка мы учли цены на шины с диаметром R16, шириной 205 мм и высотой 55 мм.
5. Continental VikingContact 7
Тип зимней резины: липучка;
Стоимость: 30 456 рублей за комплект;
Плюсы: Наилучший вариант для автомобилистов из регионов с мягким зимним климатом, когда идёт то снег, то дождь, и на дороге либо снежное месиво, либо лужи. Немецкие покрышки эффективно отводят из-под колёс воду и мокрый снег, отлично держат дорогу и при этом работают практически бесшумно. Ещё и цена весьма доступная для продукции премиум-класса;
Недостатки: Со льдом VikingContact 7 «дружит» не так хорошо, как с мокрой и сухой трассой. Не сказать, что на ледяной корке держака нет вообще, но на торможении лучше сбрасывать скорость заранее во избежание неприятностей.
4. Yokohama Ice Guard IG55
Тип зимней резины: шипованная;
Стоимость: 31892 рублей;
Плюсы: Добротная универсальная резина для зимы и очень недурной вариант в соотношении цена-качества. Шины японского завода без проблем «выгребают» из сугробов и столь же хорошо справляются с коварными ледяными поверхностями. Легко Ice Guard IG55 заедет и в горку на снегу. Несмотря на обилие шипов в протекторе, шумность невысокая.
Недостатки: Почему-то Ice Guard IG55 категорически «не переваривает» глубокую снежную колею на дороге. Очень много жалоб пишут автолюбители на различных форумах и в пабликах. Машина начинает сильно «плавать», а при выходе из колейки её может и подбросить. Возможно, протектор чересчур жёсткий или дело в материале, из которого изготовлены шипы.
3. Bridgestone Ice Cruiser 7000
Тип резины: шипованная;
Стоимость: 50820 рублей;
Плюсы: Знаменитое японское качество — можно отъездить сезон, намотать два десятка тысяч километров и не потерять при этом ни одного шипа. Шины одинаково надёжно держат автомобиль и обеспечивают достойную управляемость как на ледяном катке в −30 градусов, так и на сухом асфальте при +5 градусах за окном.
Недостатки: Цена «кусается», а шипы сильно «шумят», особенно на загородной автомагистрали. С другой стороны, это же Bridgestone! Да и «шумка» на шипованной резине — явление стандартное. Это, к слову, вторая и последняя зимняя резина в рейтинге.
2. Michelin X-Ice Snow
Тип зимней резины: липучка;
Стоимость: 68 752 рублей за комплект;
Плюсы: Превосходное сцепление на заснеженной дороге и лучшие шины в своём в классе в плане зацепа на льду. Ещё топовая продукция Michelin отличается невероятной долговечностью, этих шин хватит на пять зим вместо стандартных трёх-четырёх. Есть также отдельная спецификация для кроссоверов и внедорожников;
Недостатки: На сухом и мокром асфальте в зимнее время X-Ice Snow имеют небольшую склонность к недостаточной поворачиваемости. Т. е. при прохождении поворота покрышки на какое-то мгновение теряют держак с трассой и машина не поворачивает. Не критично, но неприятно.
1. Pirelli Ice Zero FR
Тип зимней резины: липучка;
Стоимость: 26 752 рублей;
Плюсы: Флагман модельного ряда Pirelli разработан специально для экстремальных климатических условий — больших сугробов и скользкого как стекло асфальта. Специальный зимний состав и рисунок протектора в форме стрелки обеспечивают невероятно высокий держак и помогают уверенно преодолевать снежные преграды. Разгон и торможение безупречны. При что резина фрикционная, а не шипованная! Ещё и ресурса хватает с лихвой на четыре сезона а, цена более чем адекватная, в отличие от некоторых других вышеперечисленных люксовых аналогов.
Недостатки: Честно говоря, каких-то минусов нет. Ice Zero FR — идеальный вариант.
В данном тексте мы поделились полезными советами по выбору и покупке покрышек на зимнее время года, а также рассмотрели рейтинг зимних шипованных шин и нешипованных, которые называются липучками: