В торговых точках клиенты имеют право отказаться от покупки и вернуть деньги полностью или только часть, если в чеке было несколько единиц. Это правило распространяется и на оплату картой, и на расчёты наличными. Расскажем, как сделать возврат по терминалу на карту клиента или отменить покупку, если услуги эквайринга предоставляет Сбербанк.
Чтобы вернуть деньги покупателю, у продавца есть два варианта операций с терминалом:
Эти условия одинаковы для любых терминалов и всех банков в России. Но в некоторых ситуациях время работы магазина или другой торговой точки и операционного дня банка не совпадает, например, безналичные операции в банке обрабатываются до 18:00, а магазин работает круглосуточно. В этом случае иногда невозможна простая отмена через терминал, даже если смена не закрыта, но банк уже прекратил обработку платежей.
Чтобы оформить возврат, важно соблюдение таких требований:
Продавцы не имеют права требовать от покупателей обязательного предоставления чека – если он утерян, печатают его сами или запрашивают из банка справку по операции. Когда для оплаты использована карта, обязательно возвращать деньги в безналичном виде, но покупатель вправе предоставить другие реквизиты счёта или карту.
Предлагаем простую инструкцию по оформлению возвратов.
До проведения сверки вернуть деньги покупателю можно путём отмены операции:
Операция отменяется полностью вне зависимости от того, был в чеке один товар или несколько. Соответственно, если часть позиций клиент планирует оставить себе, кассир проводит отмену полностью, а затем принимает оплату только за нужные единицы.
Сверка итогов означает, что рабочий день торговой точки завершён, операции больше не будут проводиться. При этой процедуре обнуляется память в терминале, а кассир создаёт сводный чек с общим количеством операций за смену.
Когда необходимо выполнять операцию «Сверка итогов на терминале безналичных оплат», не зависит от модели устройства, обслуживающего банка – это делают ежедневно в конце каждой рабочей смены. Ещё одна функция сверки итогов – обновление ПО терминала.
При интеграции с онлайн-кассами сверка проводится автоматически, когда кассир завершает смену. В остальных ситуациях процедура может отличаться в зависимости от того, терминал какой модели установлен.
Возврат в Сбере можно оформить:
Оформить возврат сложнее. Поскольку смена закрыта, использовать лишь кнопку «Отмена» на терминале не получится. Если покупатель обратился после закрытия смены, нужно сделать следующее:
Эта инструкция подходит для тех ситуаций, когда оплата и возврат проходят по одной и той же карте. В других ситуациях можно оформить заявление через интернет-банк Сбер Бизнес:
Отслеживайте статус онлайн. Когда появится надпись «Исполнен», проведение возврата будет одобрено.
По такому же принципу заявление создаётся в мобильном приложении, в том числе по операциям через SberPay QR и СБП QR.
Номер ссылки на чеке при возврате – специальный идентификатор, он же RRN платежа. Он позволяет найти нужную операцию, оформить возврат, проверить статус исполнения, получить дополнительные данные по оплате и др.
Код указан в чеке на безналичную оплату и состоит из 12 цифр. Не повторяется для разных банковских трансакций, уникален для каждой операции и помогает идентифицировать нужную. Если чека нет, можно посмотреть его в онлайн-кабинете продавца в разделе эквайринга.
Если не удаётся вернуть деньги из-за несогласия продавца, покупатель имеет право оспорить операцию через банк – подать заявление на проведение процедуры чарджбэка. Для этого необходимо иметь все подтверждающие документы. Чарджбэк возможен только по операциям безналичной оплаты с карт.
До 30 дней, но обычно быстрее – через 5–7 дней деньги поступают покупателю. Срок отсчитывается с момента оформления операции возврата. В случае задержки покупатель вправе жаловаться в Роспотребнадзор. Быстрее всего деньги возвращаются по оплате, которая проведена через СБП.
Продавец не вправе отказывать покупателю, который потерял или выбросил чек. Если его нет на руках, кассир печатает копию в терминале самостоятельно. От клиента требуются только паспорт и реквизиты карты, если оплата проходила с неё.