Чтобы избавиться от кредитной карты, нужно аннулировать счёт, к которому она привязана. Даже если вы погасили долг и не пользуетесь кредитным лимитом, банк может удерживать плату за СМС-информирование, ежегодное обслуживание и другие услуги. Расскажем, как правильно закрыть кредитную карту в разных ситуациях: с задолженностью, истёкшим сроком действия, не активированную.
Лучше закрыть кредитную карту в таких ситуациях:
Ещё одна причина отказа от кредитки – невыгодный кешбэк. Например, по текущей карте он начисляется баллами, которые сложно обменять, а другой банк предлагает рубли.
Процедура закрытия карт отличается в разных банках. В одни нужно лично приходить в офис с паспортом, в других – всё можно сделать онлайн или на горячей линии.
Этот вариант подходит для Газпромбанка, Сбербанка, Альфа-Банка, ВТБ, ПСБ и многих других. Исключение: Точка, Т-Банк и другие цифровые организации, которые работают в формате онлайн и не имеют офисов.
Как закрыть кредитку правильно:
Возможность любых операций по счёту заблокируют сразу, но ещё в течение 30–60 дней он будет оставаться открытым. После нужно обратиться в банк за справкой об отсутствии счёта или самостоятельно распечатать её в приложении.
Справка подтверждает, что у клиента не осталось долгов перед кредитором. Она поможет, например, если обнаружится ошибка в кредитной истории – нужно предоставить её в БКИ для исправления. Храните справку минимум 3 года.
Как отказаться от кредитной карты в онлайн-сервисах:
Если счёт успешно закрыт, его реквизиты перестанут отражаться в приложении.
В редких случаях можно отключить счёт кредитной карты на горячей линии. Но чаще операторы только консультируют клиентов. Чтобы пройти идентификацию, придётся назвать данные паспорта и кодовое слово.
Можно ли закрыть кредитную карту в телефонном режиме, зависит от банка. Для грамотного отказа заранее обратитесь к операторам горячей линии, чтобы выяснить сумму задолженности, отменить платные услуги, уточнить перечень документов и найти подходящий офис.
Неправильно закрытая карта может стать причиной неприятностей. Основная – формирование задолженности. При открытии карты в договоре указано, за что банк берёт плату:
Плата удерживается вне зависимости от того, пользуется ли клиент заёмными средствами. Если выбросить или утилизировать карту, но не закрыть счёт, к которому она выпущена, появляется долг, а в случае просрочки – ещё и штрафы, пени, записи в кредитной истории.
Даже несколько копеек долга не позволят закрыть счёт. Баланс должен быть нулевым – нужно погасить задолженность или вывести остатки своих денег.
Если клиент получает карту в офисе или доставкой, но не выполняет её активацию и не заключает с банком договор, карта считается недействительной. Её можно отдать сотрудникам для утилизации или ничего не предпринимать.
Если же договор заключён, карта получена, но ещё не активирована, банк имеет право удерживать плату за обслуживание и другие услуги. Тогда баланс уходит в минус. Даже если не использовался кредитный лимит, клиент обнаруживает, что обязан погасить задолженность.
Когда по картам истекает срок действия, это не влияет на сам счёт – он остаётся активным. Банк начисляет плату и удерживает комиссии, которые предусмотрены тарифным планом. Автоматически договор не расторгается. Для этого держатель должен обратиться к сотрудникам и подать заявку.
Закрыть карту можно всего за несколько минут. Но подача заявки – только первый шаг. Банки в срок до 60 дней оставляют счёт открытым на случай, если будут новые списания, поступления, неисполненные финансовые обязательства и др. Через 1–2 месяца счёт полностью закроют, а клиенту выдадут справку.
Кроме получения справки, запросите отчёт из кредитной истории. Это позволяет исключить ошибки, когда банк, например, не вовремя передаёт сведения в бюро кредитных историй о погашении долга. Дважды в год такой отчёт можно получать бесплатно.