«Выйдите из машины», «откройте капот», «есть разрешение на тюнинг?», «знаете, что нарушили?». Эти и другие вопросы — явно не про проверку документов. Как правильно реагировать, если инспектор просит сверить номера узлов и агрегатов? А на какие вопросы лучше вообще не отвечать?
Любимый вопрос многих инспекторов. Начинающие водители теряются и не знают, как реагировать. Вопрос похож на риторический, но на самом деле — удачный психологический приём. Неуверенный в себе или неопытный автомобилист начинает оправдываться: «Не заметил», «Задумался», «Извините пожалуйста…». Не давайте повода сомневаться в себе.
Уточните, какой пункт ПДД вы нарушили и попросите инспектора предоставить доказательства: запись с камеры фото- или видеофиксации, указать зону действия знака, который вы «не заметили».
Подобный предыдущему вопрос, который также призван заставить вас сознаться. Водитель начинает сомневаться, судорожно вспоминать все знаки и разметки, которые проехал. Иногда автомобилисты называют то, чего не делали.
Не перечисляйте возможные поводы остановки. Скажите честно, что не знаете, почему вас остановили. Предположите, что проверка документов. Обязанность указать на нарушение, если оно действительно было, — это работа инспектора.
Ни один автомобилист не признается, что употреблял алкоголь в день поездки или накануне. С одной стороны, это провокационный вопрос, который подталкивает признаться. С другой стороны, в рамках мероприятий «Трезвый водитель» и подобных инспекторы ГИБДД проводят освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 у инспектора ГИБДД должны быть «достаточные основания полагать», что водитель нетрезв: запах алкоголя, неустойчивая поза, нарушение речи, изменение окраски кожи лица и подозрительное поведение.
Уверенно предложите инспектору проверить вас на алкотестере. Если сомневаетесь в работе прибора и видите, что показатели завышены, потребуйте паспорт устройства. Также водитель имеет право не согласиться с результатами и предложить пройти медицинское освидетельствование. Не отказывайтесь «подышать в трубочку» — это лишний повод подозревать вас. К тому же, при отказе вас однозначно направят в медицинское учреждение.
Если инспектор просит открыть багажник, вежливо узнайте причину. Сотрудник ГИБДД может попросить проверку, а может потребовать — это разные вещи. При требовании открыть багажник инспектор должен привлечь свидетелей, составить протокол. Досмотр происходит по веским причинам: подозрение на перевозку оружия или наркотических веществ.
Если у вас ничего не «спрятано» в багажнике, то можете не отказывать сотруднику ГИБДД. Инспекторы следят за реакцией человека: когда водителю нечего боятся, то представитель полиции может сразу сказать, что открывать багажник не нужно.
Действительно, нестандартная просьба. Инспектор ГИБДД может предложить водителю сверить номера узлов и агрегатов. Во-первых, чтобы проверить, не перебивал ли кто-то номера на двигатели и других элементах конструкции. Во-вторых, чтобы отметить изменения в конструкции мотора, что можно приравнять к незаконному тюнингу. В-третьих, любые изменения в конструкции транспортного средства по новому законодательству нужно регистрировать.
Сотрудники полиции могут искать авто, находящееся в угоне. Любой инспектор на законном основании вправе сверить номер двигателя и агрегатов. Если вы не вносили изменения в конструкцию и все элементы — «родные», то проверка пройдет быстро и безболезненно. За отказ открыть капот можно получить штраф от 500 до 1000 рублей в рамках ст. 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции при исполнении». Есть более неприятные последствия — арест на 15 суток.
С 1 июня в России вступил в силу новый регламент автотюнинга: изменения в конструкции транспортных средств необходимо согласовывать, получать специальное разрешение в ГИБДД на установку оборудования, новые данные вносят в ПТС и СТС. Об этом «Выберу.ру» писал в материале «Автообновки легализовали: любителям тюнинга жить станет проще». Но что отвечать инспектору автомобилистам, которые «прокачали» машину до принятия нового закона?
После законодательных изменений сотрудники ГИБДД чаще останавливают автомобили, вид которых отличается от заводской конструкции. Так, представитель полиции может обратить внимание на диски, двигатели, бамперы, багажники на крыше, а не только на тонировку, газ и ксенон. Выявленные нарушения грозят санкциями по ст. 12.5 КоАП РФ.
Если на изменения в конструкции нет разрешения, вы вносили их давно, то честно признайтесь инспектору, что не знали о новшествах и снимите «обновки» уже сегодня. Лучше отделаться штрафом и «последним предупреждением», чем предписанием на приведение авто к заводскому виду. В таком случае придётся либо легализовать тюнинг, либо отказаться от изменений. А вот игнорирование предписания грозит временным аннулированием регистрации автомобиля.