Мир меняется, и вместе с ним должны меняться методики анализа. Политики и экономисты, ориентируясь на них, видят радужную картину подъёма в производстве, хотя на самом деле процветает неравенство и истощение ресурсов. Похоже, что наступает время, когда в прошлое уходит важнейший макроэкономический показатель — ВВП. Несколько десятков лет учёные-экономисты заговаривают о том, что валовый внутренний продукт не отражает важных показателей — неравенство в обществе, теневую экономику, глобальное потепление и многое другое. Об этом писал в Джозеф Стиглиц для газеты The Guardian.
Основные мировые проблемы, которые должны решать страны, — глобальное потепление, неравенство в обществе, демократия. ВВП не учитывает ничего из этого. Так, в методику подсчёта закладываются объёмы производства без учёта истощения ресурсов. Подробнее о том, как рассчитывается внутренний валовый продукт можно прочитать в материалах нашего сайта. Из статьи станет понятным, из чего складывается внутренний валовый продукт, и почему проблема его неэффективности стоит так остро.
К тому же ВВП не принимает во внимание достижения в области новых технологий, цифровые услуги и прочие новые веяния. Проблемами становятся теневая экономика, которую невозможно посчитать и включить в ВВП, а также международные площадки, на которых люди могут работать из дома несмотря на географические границы.
Одно из важных мест в мировой экономике занимает вопрос неравенства в обществе. Теоретически экономические показатели должны учитывать это, но ВВП, даже в перерасчёте на душу населения, не показателен. Стиглиц приводит пример кризиса 2008 года. После него ВВП стабильно рос, но все основные богатства были сосредоточены в руках 90% населения. Руководство стран отчитывалось о восстановлении и росте экономики, а народ жил в бедности.
Итак, экономика показывает рост ВВП, но сколько так будет продолжаться? Это нестабильно. Статистика должна точно показывать, насколько сильно обеднели ресурсы, насколько сильно расслоилось общество, и как новые технологии сказались на экономическом развитии. Стиглиц делает вывод о том, что неправильный анализ ведёт к неправильным решениям, поэтому ВВП надо менять на более совершенные системы подсчёта экономики.
До начала XX века не было формул подсчёта национальных доходов и оценок экономической ситуации в стране и мире. Изменилось всё в 30-х годах, когда Саймон Кузнец ввёл термин ВВП и показал, как с его помощью можно посчитать доходы государства и объёмы производства. На тот момент это было грандиозное открытие. В будущем Саймон Кузнец получил Нобелевскую премию. Сейчас, почти через 100 лет, другой Нобелевский лауреат, Джозеф Стиглиц, критикует этот метод, говоря о том, что он устарел. Новые технологии оценки уже созданы, но до сих пор большинство стран ставит своей целью повышение ВВП.