Тема последних лет — отмена НДФД для бедных и введение прогрессивной шкалы налогообложения, то есть, чем богаче, тем больше денег платит человек в государственную казну денег. Однако власти не столь оптимистично относятся к этой мысли и говорят о том, что пользы для людей это не принесёт, зато создаст дыру в бюджете.
Позиция народа простая и логичная. Кто-то получает 12 000 в месяц, кто-то 200 000 в месяц, и платят они одинаково — 13%. Да, конечная сумма отличается, но первый на свой налог будет целую неделю кормить семью, а второй даже не заметит.
Глава ВТБ Андрей Костин поддерживает позицию народа и считает, что в России можно ввести необлагаемый налогом минимум, но при этом не повышать налоги другим категориям, иначе появятся «чёрные» и «серые» схемы. К тому же, средний класс — основа экономики и самая активная группа людей. Те 1,5 — 2 тысячи, которые высвободятся у людей, тоже пойдут в экономику, что закроет дыру в бюджете, образованную отменой налогов.
Справедливость справедливостью, но государственные мужи в первую очередь считают деньги и приходят к неутешительным выводам — отмена НДФЛ для бедных не поможет бедным, зато бюджет недополучит 1 трлн рублей.
А всё почему? Потому что бОльшую часть налогов государство получает от бедных, то есть, людей, чей доход около прожиточного минимума.
Из данных ФНС:
Начальник аналитического управления Федеральной налоговой службы Валерий Засько делает выводы, что у большинства населения России доход «очень низкий».
РБК приводит слова Засько:
Если мы введем некий необлагаемый минимум, то автоматом получим огромные выпадающие доходы, которые будут исчисляться триллионами рублей
Дополнительные доходы в несколько десятков миллиардов от увеличения налога для богатых он назвал «копейками».
Ещё один довод в пользу единой ставки — людям не надо самостоятельно платить налоги и заполнять декларацию. Для них работодатель выступает налоговым агентом, то есть сдаёт отчётность и делает отчисления. По мнению Засько, если переложить эту обязанность на людей, то начнутся доначисления из-за «низкой налоговой дисциплины».
Он резюмировал словами:
Должна расти в целом экономика, зарплаты, доходы, и мы должны побороть теневую экономику, и тогда можно говорить про дифференцированную ставку. Сейчас это неконструктивно
То, что озвучил Засько, — продолжение мыслей руководства страны. Так, Антон Силуанов хоть и отмечает, что в обществе назревает «вопрос социальной справедливости», однако тоже не видит финансового резона отменять налог для бедных, поскольку выпадет большая доля бюджетных доходов, которые неоткуда восполнить. До 2024 года он к этому вопросу возвращаться не планирует.
Это всё можно обернуть словами президента «фискальный результат почти нулевой, а шума много». По его мнению, если поднять налог для богатых, то они начнут их скрывать.
Группа учёных из Университета Вирджинии, Университета Торонто и Иллинойского университета пришли к выводу, что если власти заботятся о гражданах, то должны ввести прогрессивную шкалу налогообложения. Они проанализировали уровень счастья в десятках государств. В странах, где была введена дифференцированная шкала, граждане были счастливы и удовлетворены общественными благами. Граждане стран с одинаковым налогом для всех были несчастны.
Справедливости ради заметим, что наша власть тоже понимает, что отмени налог бедным, повысь — богатым, и люди бы удовлетворились, повысился бы рейтинг власти. Засько на это счёт говорит: «Увеличить ставку для богатых как пиар-ход было бы правильно». Однако бюджет превыше всего.