В народе говорится: «надо надеяться на лучшее, а готовиться к худшему». Центробанк в отношении с банками поступает именно так и ужесточает требования к капиталу. Под раздачу попали все, но системно значимые банки — особенно. Сбербанк и ВТБ не согласны с политикой ЦБ, который их ставит на одну грань с крупнейшими мировыми банками, до которых наши не дотягивают.
Понятие «значимость» в отношении банков можно приравнять к «влиятельность» на банковскую и финансовую систему страны. Критерии для определения значимости: размер, объём привлекаемых средств, международная финансовая деятельность и прочее. Если системно значимый банк испытывает финансовые трудности, то ЦБ его поддерживает, финансирует, одним словом проводит санацию, чтобы не вывести финансовую систему страны из равновесия.
В кризисные годы системно значимые банки могут рассчитывать на поддержку государства, в то время как другие просто ликвидируются. Но за всё надо платить, в том числе и за значимость в финансовом секторе.
Чем больший вес имеет банк, тем большую он несёт ответственность перед клиентами и заёмщиками. Представьте, что у нас внезапно не стало Сбербанка (тьфу, тьфу, тьфу). Миллионы людей, которые хранили в нём деньги, остались бы ни с чем. Для страны это кризис и шок для народа. Что делать? Возможно, бюджет откроет кошелёк и раздаст обездоленным деньги. Но бюджет не может раздавать деньги — они там не в копилке лежат, а запланированы на определённые цели.
Чтобы подобных ситуаций не возникало, Центробанк устанавливает определённые требования к банковским активам. Это справедливо для всех финансовых организаций. Однако с 2020 года системно значимые банки должны соблюдать надбавку — 1% от активов, взвешенных по риску. На данный момент этот показатель един для всех 11 банков. Однако ЦБ считает, что их надо дифференцировать, поскольку они разные и по-разному влияют на финансовую систему страны.
Для тех, чья доля на рынке от 1 до 10%, надбавка останется 1%. Это 9 из 11 системно значимых банков. У ВТБ и Сбербанка доля рынка выше, поэтому резерв у них должен быть выше — 1,5 и 2,5% соответственно. Проще говоря, они заплатят за свой размер и влиятельность. Так государство пытается обезопасить себя от будущих проблем, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств уменьшилась доля господдержки.
Ожидаемо, что Сбербанк и ВТБ не поддерживают предложение ЦБ. Их понять можно. Если надбавка будет увеличена, то им придётся изыскивать средства, чтобы увеличить активы. Сумма будет исчисляться триллионами.
Банки критикуют не саму идею Центробанка по увеличению надбавки. Они критикуют её размер. 2,5% - это предельная величина. Столько платит единственный банк в мире — американский JPMorgan Chase. Его активы в 50 раз больше Сбербанка.
ВТБ с надбавкой в 1,5% тоже попадает в компанию глобально системно значимых банков: Bank of America, BNP Paribas и Deutsche Bank. Их активы тоже значительно превышают активы ВТБ.
К тому же глобально системно значимые банки влияют на мировую финансовую систему, чем не могут похвастаться Сбербанк и ВТБ.
Пока определённых решений по увеличению надбавки нет. Центробанк подчёркивает, что это всего лишь предложение. Сбербанк и ВТБ до 20 марта могут внести свои отзывы.