В России цены на бензин стабильны и неизменны, а за рубежом опустились почти до стоимости сырья. Наш рынок превращается в лакомый кусочек для иностранных нефтеперерабатывающих компаний, ведь у нас импортный бензин будет дешевле отечественного. Но что для потребителя хорошо, то для государства очередные проблемы. Дешёвому зарубежному бензину на территории России не бывать. Правительство планирует запретить ввоз автомобильного топлива из-за границы.
По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, тонна российского АИ−92 по оптовым ценам составляет 38,8 тыс. рублей. Цена экспортного бензина (за вычетом налоговых и транспортных расходов) намного дешевле — 25,7 тыс. рублей за тонну. При таком раскладе ипорт окажется выгоден и стране-продавцу, и российскому потребителю.
О планах ввести запрет на ввоз иностранного бензина сообщает РБК со ссылкой на свои источники. По их сообщению, мера будет временной. Она продлится с апреля по сентябрь. То есть, по мнению Минэрго, за этот период вырастут цены на нефть, и увеличится спрос на бензин. Иностранным компаниям ввоз будет невыгоден.
Сейчас же запрет поддержит российские нефтеперерабатывающие заводы, которые и так работают на грани рентабельности. Из-за карантина спрос на бензин упал. Если при этом на наш рынок придёт дешёвое иностранное топливо, то российским компаниям придётся и того хуже — их вообще «выдавят». На рынке наступит переизбыток топлива, нефтеперерабатывающим заводам придётся снизить темпы производства.
Впрочем, тут есть и обратная сторона. Поддерживая российского производителя, власти забывают о потребителе, который давно мечтает о снижении цен на топливо. К тому же отсутствие конкуренции усиливает монополию нефтяных компаний.
Российский бензин не дешевеет из-за особенностей регулирования. У нас в стране есть механизм сдерживания цен на топливо — демпфер. Если нефтяные котировки падают, нефтяники доплачивают в бюджет, что не даёт им снизить цены на бензин. И наоборот — если котировки нефти растут, государство нефтяникам доплачивает, чтобы те не повышали цены на бензин.
За рубежом нет такого регулирования, поэтому их цены на топливо идут вслед за котировками нефти.
Теоретически, если изменить условия демпфера, то цены на бензин в России станут конкурентоспособными. Тогда не придётся вводить запрет на импорт. РБК цитирует гендиректора «Аналитики товарных рынков» Михаила Туркалова:
Вместо того, чтобы запрещать импорт топлива, следует исправить или отменить демпфер, который является основной причиной существующего рыночного перекоса