В прошлом веке британский банк Barclays совместно с неизвестной тогда платёжной системой Visa установили первый в мире банкомат. Но проект оказался неудачным, партнёрство не сложилось, компании разошлись и стали успешными по отдельности. Такие взаимоотношения бизнеса входят в историю. Возможно, одну из таких исторических сделок мы сейчас и наблюдаем.
Две крупные российские компании Сбербанк и «Яндекс» расходятся и по-братски делят совместные сервисы. Сбербанку отходит «Яндекс.Деньги», а интернет-холдингу — «Яндекс.Маркет». Разрыв произошёл цивилизованно и без скандала, обе компании планируют дальнейшее развитие сервисов. По словам обоих компаний, это не «развод», а реструктуризация из-за конкуренции сервисов. Аналитики предполагают, что конфликт лежит в разнице корпоративного мышления и стратегии компаний. Проще говоря, «не сошлись характерами».
Раздел активов начался с продажи «Яндекс.Денег». Пакет акций в 25% акций перешёл к ООО «Цифровые технологии», единственным владельцем которого является Сбербанк. Таким образом в руках банка сосредоточились 100% акций сервиса.
Акции «Яндекс.Денег» частично перешли к Сбербанку в 2012 году после смены законодательства. По новым правилам, платёжные сервисы должны были принять статус некоммерческой организации или работать с банком-партнёром. Изначально «Яндекс» планировал купить банк, чтобы выполнять требования закона, но быстро провести сделку не получилось, а время поджимало — закон вступал в силу. Пришлось объединиться со Сбербанком, оставив за собой блокирующий пакет акций в 25%, который сейчас и продаётся.
Следующий этап раздела, который завершится в третьем квартале 2020 года, — передача акций «Яндекс.Маркета», к которому относится сервис «Беру», от Сбербанка «Яндексу». Банку принадлежат 45% акций сервиса, что оценивается в 42 млрд рублей.
Совместный проект на базе «Яндекс.Маркета» компании запустили в 2017 году. Герман Греф заявлял, что в планах создать «российский Amazon».
Благодаря совместной работе и инвестициям в 30 млрд рублей по итогам 2019 года выручка маркетплейса «Беру», детища партнёров, выросла на 145% по сравнению с 2018 годом.
Герман Греф, комментируя отношения с Яндексом, отметил:
У нас нет развода. Речь о реструктуризации нашего совместного бизнеса. Мы ничего не делили
Основной причиной названа конкуренция между экосистемами, которые развивают обе компании параллельно друг другу.
Зампред правления Сбербанка Лев Хасис отметил:
Конкуренция между экосистемами Сбербанка и «Яндекса» стала нарастать, мы искали взаимоприемлемый выход из этой ситуации, и нам совместно с менеджментом «Яндекса» удалось найти взвешенное и взаимовыгодное решение
У «Яндекса» в планах дальше привлекать инвестиции и развивать сервисы. Одним из партнёров станет «ВТБ Капитал», который, как и Сбербанк, начал запускать свои площадки. У них уже есть совместные проекты с «Ростелеком» и «Теле2». На очереди — «Яндекс».
Окинем взглядом империю Сбербанка, посмотрим, где они пересеклись с «Яндексом».
Сбербанк | Яндекс |
Совместный проект с Mail.ru Group | |
«Ситимобил» | «Яндекс.Такси» |
Delivery Club | «Яндекс.Еда» |
YouDrive | «Яндекс.Драйв» |
Alibaba (AliExpress и Tmall) | «Беру» |
«Самокат» | «Яндекс.Лавка» |
Партнёрство через объединение с Rambler Group | |
Онлайн-кинотеарт Okko | «Кинопоиск» |
Медийно-сервисный проект Rambler.ru, который включает в себя «Погоду», «Поиск» и другие сервисы | Аналогичные сервисы Яндекс: поиск, погода и прочее |
Сервис продажи билетов «Рамблер/Касса» | «Яндекс.Афиша» |
Собственный сервис | |
«Домклик» | «Яндекс.Недвижимость» |
Как видим, у Сбербанка не только много конкурирующих сервисов, но и есть партнёрство с прямыми конкурентами «Яндекса».
Если продолжать аналогии с «разводом», то Сбербанк оказался неверным мужем, а «Яндекс» — терпеливой женой, которая в итоге нашла себе нового супруга.