Налоговые преступления нанесли бюджету урон на 47 млрд рублей, как сообщает Следственный комитет. СК выявляет нарушителей и наказывает, но как квалифицировать действия, определиться не может. В зависимости от формулировок, уход от налогов можно назвать по-разному и дать разное наказание. Чтобы не было разночтений, СК предлагает ввести в Уголовный кодекс новую статью. Однако есть опасения, что на фоне ужесточающихся требований к бизнесу новая статья криминализирует некоторые действия фирм. К тому же деление налоговых преступлений по разным статьям вполне обосновано — цели преступника могут быть разные.
По оценкам Следственного комитета, самое частое налоговое преступление — искусственный документооборот для ухода от уплаты НДС и налога на прибыль.
По подложным документам завышаются расходы, что уменьшает налогооблагаемую базу. На завышенные расходы также подаются документы по вычету НДС.
Заместитель председателя Следственного комитета России генерал-полковник Елена Леоненко резюмирует:
А так как налогоплательщик фактически не нёс расходы и не платил НДС при расчете с мнимыми контрагентами, то и не имел права на вычеты и соответственно не имел права их указывать в декларациях, тем самым на сумму вычетов он уклонился от уплаты НДС. Также распространено незаконное возмещение НДС из бюджета
Сейчас налоговые преступления регулируются несколькими статьями УК РФ: 198−199.2 и 158.
Незаконное возмещение НДС можно квалифицировать по двум статьям УК РФ. Статья 199 наказывает за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере. Наказание — до 6 лет лишения свободы. Статья 159 квалифицирует то же самое преступление как хищение, что даёт 10 лет лишения свободы.
Преступление — одно, а наказания разные. Вопрос в формулировке обвинения. В связи с этим СК предлагает ввести новую статью Уголовного кодекса — «Налоговое мошенничество».
Юрист юридической фирмы «ГК ЛИГАЛ» Кирилл Гавриличев для ИА RENUM комментирует это предложение так:
…создание нового состава преступления может быть излишним и преследовать совершенно иные цели. Так нередко на практике следователи квалифицируют налоговые преступления как мошенничество для применения ареста, а также для соблюдения процессуальных сроков
Как отмечает юрист, чёткие критерии классификации преступлений действительно нужны, но внешне похожие действия могут преследовать разные цели, поэтому и классифицируются по-разному.
Кирилл Гавриличев заключает:
Однако подобные инициативы в контексте применения к предпринимателям все более строгих составов преступлений, в том числе об организации преступного сообщества, может криминализировать отдельные действия предпринимателей (например, по возврату НДС, перерасчету налогов)