Число частных лиц, играющих на Московской бирже, приблизилось к 9 млн. клиентов. И продолжает расти от месяца к месяцу. Кто-то целиком доверяется биржевым брокерам, а кто-то самостоятельно выбирает акции или облигации для инвестирования. Именно для вторых мы опросили рейтинговые агентства, какую полезную информацию частные инвесторы могут почерпнуть из присвоенного рейтинга.
Младший директор по корпоративным и суверенным рейтингам агентства «Эксперт РА» Михаил Ткач поясняет, что уровень рейтинга отражает надежность, устойчивость и кредитоспособность эмитента. Чем выше рейтинг эмитента, тем меньше частный инвестор может переживать за возвратность вложенных средств.
Например, для компании с преддефолтным/низким уровнем рейтинга доходность на 1−2% выше относительно надежных эмитентов вряд ли является достаточной премией.
Lиректор методологической группы «Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства» (АКРА) Сергей Кутенко добавляет:
Кроме непосредственного уровня рейтинга эмитента, рейтинговое агентство, как правило, раскрывают дополнительную информацию. Например, АКРА на сайте периодически публикует расширенные рейтинговые отчеты.
Старший управляющий директор рейтингового агентства «Национальные Кредитные Рейтинги» (НКР) Александр Проклов комментирует:
Все шкалы насчитывают одинаковое количество – 19 ступеней, от ААА (наивысшее кредитное качество, минимальная вероятность дефолта) до D (наихудшее кредитное качество, дефолт).
У каждого агентства своя методология, по которой рассчитываются и присваиваются рейтинги. Хотя в основе ключевых методологий есть много общего, поскольку принципы финансового анализа в конечном счете одни и те же.
Как правило, различия между методологиями основаны на глубине исторического анализа статистки дефолтов, экспертном и расчетном понимании важности различных факторов для кредитоспособности эмитента. Порой это может приводить к достаточно существенному различию рейтингов одного и того же эмитента.
Сергей Кутенко констатирует, что, как правило, более высокое кредитное качество характеризуется более низкой стоимостью заимствований и, соответственно, меньшей доходностью.
Проще говоря, чем выше рейтинг, тем меньше рискуют приобретатели ценной бумаги. Но, увы, на доходы от этой бумаги они смогут купить меньше шампанского. А для самого эмитента наличие высокого рейтинга означает, что в данный инструмент будет готов вложиться более широкий спектр инвесторов «ввиду регуляторных требований». Дело в том, что, например, пенсионным фондам Банк России прямо указывает, бумаги с каким рейтингом покупать можно, а с каким нет.
Ну а увеличение количества реальных и потенциальных инвесторов, как правило, приводит к росту ликвидности инструмента. При необходимости от бумаги будет проще избавиться.
Сергей Кутенко добавляет:
Также изменение рейтинга, не ожидаемое рынком, может повлечь изменение стоимости финансового инструмента
Иначе говоря, колебания рейтингов привносят интригу, столь необходимую для биржевой игры.
Таким образом, у выпускающего ценные бумаги игрока появляется соблазн улучшить свой рейтинг. Например, попытав счастью в другом рейтинговом агентстве.
Ведущий методолог агентства «Эксперт РА» Антон Прокудин сообщает:
Кроме того, крупные компании получают рейтинг от международного агентства и от российского. Последнее имеет смысл, если у компании есть займы, выпущенные как внутри России, так и за рубежом.