Нет такого замка, который не обойдёт наш человек. Алкозамок на машине – не исключение. Девайс не снизит количество ДТП, зато поднимет цены на автомобили и застопорит работу такси. Идея блокираторов не продуманная и противоречивая, уверены автоэксперты. Они называют десятки причин, почему идея не сработает и больше навредит автомобилистам.
К концу 2020 года Минпромторг планирует разработать проект массового внедрения алкозамков в новые автомобили. Если на машине стоит такое устройство, а водитель пьян, – двигатель не запустится. Это предложение поддержала ГИБДД, которая стремится к 2030 году добиться нулевой смертности на дорогах. О планах ведомств узнал «Коммерсант».
Алкозамки устанавливают во многих странах, в основном – на машины проштрафившихся водителей. В Швеции технологию применяют с 1990-х, в Австралии попавшиеся на выпивке водители ставят устройства за свой счёт. В Литве замок снижает срок лишения прав. В Евросоюзе с 2022 года новые машины оборудую блокираторами.
На берегу идея кажется разумной и полезной. Но, при погружении в тему, выясняется, что в России невозможно оборудовать машины алкозамками. Да и смысла в этом нет – только породит риски для здоровья и кошелька, уверены специалисты.
Главная проблема – нормативная. В России массово не применяют алкозамки, поэтому сложно создать правовую базу. Замок нужно произвести, установить и обслужить. В нашей стране есть только одна компания, которая их создаёт. Устройство стоит 79 тыс. рублей.
Отсюда выходит вторая проблема – установка поднимет цена автомобилей. Замки стоят 25−150 тысяч рублей. Защитник прав автомобилистов Петр Шкуматов считает, что надёжно функционировать в авто, где постоянно меняется влажность, температура и химический состав воздуха, будет только дорогой девайс.
При этом стоит отметить, что средняя стоимость автомобиля россиянина — примерно 400 тысяч рублей. Выходит, сейчас их вынуждают потратить еще четверть средств от стоимости авто на систему, которая непонятно как работает, – рассказал эксперт Ura.ru
Учитывая, что из-за пьяных водителей происходят 7−10% ДТП, это несправедливо по отношению к сознательным автомобилистам. По словам Шкуматова, за рулём ловят 400−500 тыс. нетрезвых водителей ежегодно. Из общего числа автолюбителей – это 1%.
Показатель теста не показывает на 100% точный результат. В инструкции к алкозамку российского производителя говорится, что перед тестом нельзя есть, пить горячие или холодные напитки. На результаты влияют жидкость для полости рта, духи, лосьон после бритья, пары стеклоомывателя. Курить за 2 минуты перед пробой тоже не рекомендуется. В общем, ничего нельзя – садись за руль трезвый и голодный.
Если попытка провалится, алкозамок заблокирует двигатель. Повторить тест можно только через полчаса. Когда на машине приходится часто ездить по делам, полчаса – непозволительная роскошь.
Система уязвима и к запахам пассажиров.
А если с вами все в порядке, но ваш пассажир позволил рюмку горячительного? И это типовая ситуация, ее всегда приводят в пример при создании алкозамка. Машина не всегда может воспринять от кого запах, – рассказал «Эху Москвы» автоэксперт Антон Чуйкин
Ошибка сработает и в обратную сторону, если вместо пьяного водителя в замок «дыхнёт» его трезвый пассажир.
Можно было бы поставить алкозамки на такси. Но именно выпившие люди после ресторанов, гостей и корпоративов – частые клиенты перевозчиков. Если система будет улавливать чужой перегар, работа сервисов просто «встанет».
Специалисты сходятся во мнении, что самый цивилизованный способ применения замков – ставить их на машины проштрафившихся водителей. Срок, который поставил перед собой Минпромторг, автоэксперт Антон Чуйкин назвал нереальным.