Обычно дебетовую карту с кешбэком оформляют, чтобы сэкономить на частых тратах. Автомобилисты предпочитают карты для АЗС, любители шоппинга – для онлайн-покупок. 5−10% от крупных расходов возвращаются в конце месяца приятным бонусом на кофе или оплату мобильного банка. Но есть банки, которые гарантируют кешбэк на всё – 1−2% от любых трат. На деле выясняется, что это не так, и разъярённые клиенты жалуются куда можно – от ФАС до Эльвиры Набиуллиной.
С кешбэком действительно легко обмануться. Дело в низкой правовой грамотности и хитром маркетинге. Вот реклама банка:
Кешбэк на всё без условий и ограничений. Вернём 1,5% рублями
Банк гарантирует вернуть процент расходов, никаких звёздочек и скрытых пунктов в договорах. Деньги возвращаются за оплату картой, телефоном, онлайн- и оффлайн-покупки. В начале нового месяца вознаграждение в рублях приходит на карту. Учитывая, что многие банки отказались от денежного кешбэка, звучит здорово.
По логике должно быть так: за месяц потратил 25 000 рублей, вернулось 1,5% – 375 рублей.
На деле оказывается, что вознаграждение положено не за все траты. Расстроенные клиенты жалуются на банк: им обещали, что вернут деньги за всё, без ограничений.
В конце июля ФАС обвинила Райффайзенбанк в нарушении антимонопольного законодательства. В рекламе говорилось, что ограничений нет. В правилах программы лояльности карты обнаруживаются дополнительные условия начисления кешбэка. И в том числе – таблица с МСС-кодами товаров, за которые не выплачивается вознаграждение.
Конкуренция банков должна происходить за счет привлечения потребителей хорошими условиями и качеством обслуживания, а не за счет введения граждан в заблуждение о своих продуктах. Подобное поведение не только нарушает конкурентную среду на рынке и наносит убытки добросовестным кредитным организациям и потребителям, но и снижает доверие к банковской системе в такой сложный для страны, в том числе с экономической точки зрения, период, – комментирует начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Ольга Сергеева
Иногда люди не знают, как учитывается код торговой точки при оплате товара. Более того, есть те, кто не догадывается о существовании кодов. ФАС указывает, что в правилах программы лояльности Райффайзенбанка не говорится, как клиент может узнать код торговой точки. Получается, надо выпытывать у продавца, прежде чем оплатить покупку? Но иногда кассир и сам не знает, какой МСС-код у его предприятия.
Служба дала Райффайзенбанку 30 дней на устранение нарушений.
В прошлом году «Выберу.ру» писал, что без кешбэка остались клиенты Альфа-Банка. Якобы финансовая организация лишила пользователей вознаграждения за «злоупотребление». В пресс-службе объяснили, что банк оставляет за собой право отказать клиенту в вознаграждении, если фиксирует нарушение. Например, что пользователь тратит деньги только в премиальных категориях – пытается заработать за счёт кешбэка.
Решать проблемы с «исчезнувшим» кешбэком, к сожалению, сложно. У судов не сложилась необходимая практика, а банк, скорее всего, будет стоять на своём. Помните, что подписывая правила программы лояльности, вы соглашаетесь с её условиями.