В ноябре 2019 года взволнованные автомобилисты буквально штурмовали медицинские лаборатории и наркодиспансеры. Они пытались быстрее получить справки для медкомиссии по старым правилам, пока не ввели дорогостоящий CDT-тест. Инициатива Минздрава возмутила президента, и новые справки отложили до июля 2020 года. Но в нормативной базе нет признаков, которые объективно отличают водителя-алкоголика и того, кто перенервничал, считают эксперты. С таким успехом на освидетельствование можно отправлять каждого второго.
Изменения в водительской медкомиссии несколько раз переносили из-за нашумевшего маркера CDT – карбогидрат-дефицитного трансферрина. Это исследование выявляет хронический алкоголизм. Показатель называли неточным, а главное – дорогим. За исследование пришлось бы заплатить 5 000 рублей.
После критики водителей, экспертов и даже президента Владимира Путина, Минздрав отказался поголовно проверять водителей. Инициативу перенесли на 1 июля, а потом – на неопределённый срок. До конца 2020 года ответственные ведомства разработают методики для прохождения водительской медкомиссии. Об этом РИА Новости рассказал замглавы Минздрава Олег Салагай.
Позиции ведомств близки по ключевым вопросам. Я думаю, что в ближайшее время мы уже сможем этот вопрос обсуждать на уровне конкретного нормативного акта
Представитель Минздрава убеждает, что старые правила медосвидетельствования сохранят до конца 2021 года. А сдавать анализы на злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами будут водители, которых нарколог заподозрит в пагубной привычке.
Остаётся открытым вопрос: по каким признакам нарколог должен выявить злоупотребляющего водителя? В нормативных документах нет перечня критериев, рассказал «Известиям» президент Независимой наркологической гильдии Руслан Исаев. К тому же, многие признаки зависимости неспецифичные. Специалист отметил, что по обычным симптомам – тремору рук, потливости и смене настроения – на дополнительные исследования можно отправлять каждого второго водителя.
Доля пристрастных к алкоголю водителей – это 1%, заявляли автозащитники. Инициативы властей, которые должны снизить пьяные ДТП, кажутся экспертам нереальными. Например, Минпромторг предлагает оборудовать все новые автомобили алкозамками.