У истории долгая память, и каждое заявление власти о вкладах населения вызывает ажиотаж. Люди боятся, что будет как в СССР: им выдадут облигации вместо части зарплаты или хуже – «заморозят» деньги на счетах. Так, не поняли слова главы Счётной палаты Алексея Кудрина о заимствовании денег вкладчиков и неоднозначный пост (или намёк?) о вкладах в Facebook Центробанка. Как бы с новой идеей участников финансового рынка не вышло то же самое. Банки просят разрешения списывать средства со «спящих» счетов. Значит ли это, что людей оставят без денег?
На вкладах и счетах «заснули» целые состояния – посчитать точные суммы невозможно, но эксперты оценивают в 200−300 млрд рублей. Деньгам постоянно кто-то хочет найти применение. В этот раз – банки. Они просят доступ к средствам клиентов, которые долго не выходят на связь.
Залежи «спящих» средств на счетах не работают на экономику, не востребованы владельцем. Но и банки не могут получить к ним доступ. Финансовые организации должны сами оплачивать обслуживание забытого счёта. Из-за этого у владельца копится задолженность. Ещё хуже, когда в одном банке у человека есть забытый кредитный счет.
Финансовые организации не вправе закрывать «спящие» счета из-за «антиотмывочного» закона. Банк должен обновлять сведения клиенте минимум раз в год. Если на момент операции сведения не обновили или не подтвердили, трансакцию нельзя совершать.
Вот банки и хотят, чтобы им на законном уровне разрешили списывать деньги за ведение счёта или платежи по кредитам. Даже если клиент не выходит на связь и не обновляет сведения, например, паспортные данные. Как пишут «Известия», эти предложения готовит «Абсолют Банк».
Другие участники рынка – «ЮниКредит Банк», Россельхзбанк, Росбанк, Промсвязбанк – согласны с коллегой по цеху. Они отмечают, что финансовая организация вынуждена формировать просрочку, если не может списать платёж.
Если клиент не выходит на связь, банк может провести операцию. Например, проверив актуальность паспортных данных или судебных решений. Если сведения не менялись, то можно проводить трансакцию.
Проблема как раз в устаревших данных. Допустим, клиент поменял паспорт, СИМ-карту, место жительства. А о счёте благополучно забыл. Там копится долг из-за платы за обслуживание. Закрыть счёт нельзя, если на нём есть хоть какие-то деньги клиента. Списать эти деньги – тоже нельзя, потому что персональные данные владельца устарели.
Неудобно для обеих сторон – банку приходится формировать резервы на просрочку, а клиенту «набегают» проценты и штрафы.
В Центробанке газете заявили, что пока не получали предложения о списании денег с забытых счетов.