Государство выделило деньги на льготные кредиты для бизнеса. На старте программы казалось, что условия – яснее некуда: сохраняй персонал и ссуду «простят» вместе с процентами. Но вновь вмешалась волокита и бюрократия, заставив бизнесменов невольно нарушить условия. В итоге предприятия рискуют обанкротиться, погрязнув в долгах и оставив сотрудников без зарплат.
С 1 июня по 1 ноября российские предприниматели получают кредиты по льготной ставке – деньги можно потратить на зарплаты, другие кредиты и текущие нужды. Рассчитывают так: МРОТ (12 130 рублей + районные коэффициенты) умножают на количество сотрудников. Главное условие для предпринимателя – сохранить 90% сотрудников по сравнению с численностью на 1 июня. Тогда государство возьмёт на себя все расходы. Сохранил 80% – оплачиваешь половину долга и процентов. Не выполнил условия – возвращаешь кредит с полной ставкой.
Чем раньше предприниматель обратится в банк, тем больше получит денег. Поэтому большинство бизнесменов оформили кредиты на старте программы. Главы компаний были уверены, что численность сотрудников засчитают на 1 июня. Однако они не учли особенности статистики Пенсионного фонда, заявил уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.
Итак, предприятия обращаются в банки в первые недели июня. Но у кредиторов пока нет статистики по работникам в период с 1 по 15 июня. Почему? Дело в том, что предприятия ежемесячно передают в Пенсионный фонд информацию о численности сотрудников. Крайний срок подачи – 15 число месяца, следующего за отчётным. Получается, что в пик обращений компаний за кредитами у банков были сведения о численности сотрудников на 1 мая, сообщил бизнес-омбудсмен.
Предприниматели считают, что выполнили условия. При этом они могли сократить персонал на 20% и более в мае. Информация об этом попала кредиторам. Получается, бизнес, сам того не желая, нарушил условия льготного кредитования задним числом.
В итоге по окончании базового периода (1 декабря), такие предприниматели будут переведены на период погашения и тремя равными платежами – 28 декабря 2020 года, 28 января и 1 марта 2021 года – обязаны будут вернуть кредит, но уже не по льготной, а по стандартной ставке, определяемой самими банками – порядка 15% годовых, – написал Титов премьер-министру Михаилу Мишустину (цитата – ТАСС)
Минэкономразвития разъясняло банкам, что информация о численности сотрудников «не подлежит уточнению». Титов считает, что данные нужно срочно актуализировать и считать точкой отсчёта 1 мая, а не 1 июня. Бизнес-омбудсмен предлагает правительству разъяснить проблему банкам и заёмщикам. Иначе произойдёт массовое банкротство компаний.
Учитывая нестабильное финансовое положение предпринимателей, обратившихся за антикризисной поддержкой, указанные последствия могут стать для них катастрофическими
Найти концы в ситуации уже сложно. Руководитель экспертной службы бизнес-омбудсмена Анастасия Алехнович рассказала РБК, что ни банки, ни заёмщики в ситуации не виноваты. «Проблема – в несовершенной системе статистики, на которую, к сожалению, приходится опираться».
Сами банки не всегда брали 1 июня за точку отсчёта. В Сбербанке рассказали РБК, что опирались на численность сотрудников, которую применяли для расчёта суммы кредита. В ВТБ пока не оценивают ситуацию и проверят выполнения условия 1 декабря. В Газпромбанке считают, что разночтения не будут массовыми.