Когда подростки придумывают какое-то новомодное слово, даже людям старше 20 лет приходится «гуглить» его значение. Что говорить о сложных специализированных терминах, которые понимают только приближённые к среде. Например, вы знаете, что такое скимминг и снифферинг? Или, может быть, траппинг и фишинг? Нет, эти слова не имеют отношения к кринжу или крашу, и лучше бы знать их значение, чтобы не лишиться денег.
Перед мошенниками оказались уязвимы почти 80% россиян. Опрос Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ) и Института русского языка им. А. С. Пушкина показал, что сложные термины, связанные с действиями мошенников, знают только 7-12% респондентов. Людям привычнее понятия, с которыми они сталкивались в жизни: девальвация, дефолт, инфляция. Значение этих слов знает 72-99% опрошенных, пишут «Известия».
Следить за тенденциями в сфере финансового мошенничества непросто. Чем быстрее развиваются цифровые технологии, тем больше появляется связанных с ними определений. Поэтому безопасность людей и их денег напрямую зависит от понимания терминов и решений, которые принимает жертва в разговоре с мошенником.
Эксперты АРФГ видят, что людям необходимо объяснять значение того или иного термина. Ситуация усугубляется тем, что 99,9% определений иностранного происхождения. Это усложняет понимание не только самого процесса. Некоторым людям сложно запомнить и произнести диковиное слово.
Если человеку не знакомо понятие, то он и не знает, как противостоять явлению, считают в АРФГ. Нужна большая просветительская работа, уроки финансовой грамотности или адаптация заимствованных слов к русскоязычным аналогам.
Обилие новостей об утечках данных заставляет людей скептически относиться к финансовым новинкам. Но это вещи взаимосвязанные: мало «отшить» звонящего мошенника, нужно знать, что делать с «утёкшими» личными данными и как защитить свои карты и счета.
Другая проблема – мошенники иногда сами выдумывают «термины» и закидывают ими растерянных жертв, рассказал доцент РЭУ им. В. Г. Плеханова Александр Тимофеев. Человек теряется под наплывом сложных фраз, которые кажутся ему профессиональным сленгом, и в панике готов сделать всё, чтобы защитить деньги.
В Центробанке считают, что нужно просто и доходчиво объяснять людям сложные финансовые понятия. Чаще всего человек лучше понимает сложные вещи, если сам с ними сталкивался. Например, люди знают, что такое дефолт после событий 1998 года. При этом определение лизингу дали только 47% участников опроса АРФГ.