Коронный маркетинговый приём: возьми товар, целевая аудитория которого – женщины, скажи «Вы этого достойны!» и навесь двойную цену. Потому что продукт, разработанный «специально для вас», ценится больше. А значит, люди готовы платить больше. Так появился «налог на розовое» – явление, когда женские вещи стоят дороже аналогичных мужских. Даже если это игрушки для девочек.
К слову, термин обобщающий – вещь необязательно должна быть розового цвета. Сказать категорично, что это маркетинговая уловка, а не сексизм или наоборот, никто не берется. Мерчендайзеры и продавцы объяснялись, как могли: мол, женщины и требовательнее к качеству и внешнему виду вещей, и выкройки сложнее, и вообще дамы готовы больше тратить на себя, чем мужчины. А раз так, то почему бы не воспользоваться возможностью.
Производители закладывали повышенную цену в более яркий вид вещей: стразы, красивая упаковка, принты на одежде. Например, в 2015 г. совет Нью-Йорка по делам потребителей выяснил, что за одежду женщины платят на 8% больше, за игрушки и аксессуары – на 7%. Одежда для девочек стоит на 4% дороже, чем для мальчиков, а стоимость женских уходовых средств на 13% выше мужских.
Как в той известной шутке: британские ученые доказали – за «женский» вид товара женщины платят на 37% больше. Однако и в данном выводе они вполне могут быть правы. Особенно, в разрезе того, что зарплаты женщин в большинстве стран традиционно ниже, чем зарплаты мужчин.
Редакция «Выберу.ру» британским ученым не верит, и мы решили провести собственный эксперимент – изучили ценники в магазинах одежды и косметики на одинаковые позиции.
Например, в популярном масс-маркете мужская футболка классического кроя стоит 1 199 рублей. А женская – 1 599 рублей. Это цены на обычные базовые футболки с удлинённым рукавом. Базовые лонгсливы – 1 599 руб. мужской и 1 799 руб. женский.
Справедливости ради отметим, что в популярных сетевых магазинах цены на мужские и женские вещи примерно одинаковые. Зато в премиум-сегменте влияние «налога на розовое» заметное сильнее. Издание Business of Fashion в 2016 году проводило исследование и заметило, что у брендов Saint Laurent, Valentino, Gucci, D&G вещи женской линейки стоят дороже мужской.
Шесть женских одноразовых станков для бритья стоят 190 руб., упаковка из пяти мужских – 120. Один станок явно не может стоить 70 рублей. При этом упаковка из 10 мужских стоит всего на 10 рублей дороже шести женских.
Кстати, бывают и обратные ситуации: мужской дезодорант для «чёрного и белого» 50 мл стоит 230 руб., такой же женский – 150.
Конечно, разница в цене не 37%, но процентов 11-15 есть.
Со временем в гардеробах и линейках брендов одежды стало больше базовых вещей, и цены выравнялись. К тому же изменились предпочтения покупателей – и мужчины, и женщины предпочитают брать универсальную одежду.
И женщины, и мужчины стали постепенно избавляться от гендерных установок в голове. Ничто не мешает современной девушке зайти в мужской отдел и купить пару базовых футболок или джинсы. А мужчине – простой крем для рук или лица, не переплачивая при этом за упаковки с псевдобрутальным дизайном.
Поэтому лучший способ не платить «розовый налог» – не поддаваться на уловки продавцов. К тому же популярные линейки одежды не устанавливают разницу в цене на похожие мужские и женские вещи. Например, в линейке известного бренда мужская сумка-шопер из кожи стоит 7 999 рублей. Как и такая же женская.
Научно доказано: если намазать руки кремом «Бархатные ручки», менее мужественным от этого не станешь. Как и не станешь менее женственной, надев футболку бойфренда.