В одном из комментариев под статьёй про Сбербанк читаем высказывание: «не ГОСБАНК а ЧАСТНЫЙ БАНК. В основном английский. У нас нет госбанков, все забугорные. Поэтому и ставки по кредитам такие высокие». Мы бы прошли мимо комментария, но оказалось, что это мнение не единичное. В интернете ведутся споры: можно назвать Сбербанк государственным или нет. Будем разбираться.
Чтобы ответить на вопрос, надо выяснить, кто является держателем акций.
Всего у Сбербанка более 615 000 акционеров. Основной — правительство РФ.
Сказать, что Сбербанк государственный, нельзя — всё-таки Минфину принадлежат не все акции. Наиболее точная формулировка — банк с государственным участием. По этой же причине нельзя сказать, что Сбербанк — частный банк. В руках инвесторов в лице иностранных компаний находится около половины акций, но на каждого держателя приходится менее 5%. То есть ни у кого нет даже блокирующего пакета акций. В принятии решений эти акционеры не участвуют.
Кстати, до апреля 2020 года вопрос «государственный ли Сбербанк» стоял ещё острее. Главным акционером был Центробанк, а он обладает особым статусом.
Фактически акции Сбербанка тогда были не в руках государства, но дивиденды частично шли в бюджет.
Что касается ставок по кредитам, на которые сетует наш читатель. Главным образом они зависят от ключевой ставки ЦБ, которая на данный момент составляет 4,25%. Плюсом к этом прибавляются операционные издержки, учитывается надбавка за риск, маржинальность и прочее.
Кроме этого ставки по кредитам регулируются рыночными отношениями. Чем выше качественная конкуренция, тем выгоднее ставки, потому что банки начинают сражаться за клиентов.
Представьте, на всю страну всего два производителя колбасы. Один торгует на севере, другой — на юге, поэтому конкуренцию они друг другу не составляют. Ничто не мешает им поставить ценник 800 рублей за килограмм варёной колбасы из свиных шкурок. Если придёт третий производитель, выставит товар и на севере, и на юге по 600 рублей за килограмм, то люди потянутся к нему, а старожилам рынка придётся сбивать цены, чтобы вообще не потерять покупателя.