Фраза «автомобиль — не роскошь, а средство передвижения» постепенно теряет актуальность, потому что цены неумолимо растут. Сказывается не только изменение курса рубля, но и налоговая политика государства. В цену автомобиля заложены расходы на комплектующие, сборку, логистику, оплату рабочей силы, маржинальность и всевозможные налоги и сборы. Ради любопытства предлагаем посчитать, сколько может стоит автомобиль, если отнять платежи в пользу государства.
С 10 сентября 2019 года таможенная пошлина на ввоз новых автомобилей юридическими лицами составляет 15%. Для сравнения: в 2012 году тариф был 25%, но России пришлось снизить пошлину в рамках обязательств, взятых во время вступления в ВТО.
Таможенная пошлина влияет на стоимость машин, которые ввозятся в Россию из других стран уже готовыми. Локального производства это не касается, даже если автомобиль собирается на территории РФ, а комплектующие доставляются из другой страны.
Снижая таможенную пошлину, власти России беспокоились, что заводы иностранных автоконцернов начнут уходить из страны, а это чревато ростом безработицы и снижением поступлений от налогов. Чтобы удержать производства, был введён «заградительный тариф» в виде утилизационного сбора, о котором пойдёт речь дальше, а также введены преференции для производителей, развернувших заводы в России. В том числе — льготы на ввоз комплектующих для сборки автомобиля.
Все автомобили — как ввезённые в РФ, так и выпущенные на территории страны, являются подакцизным товаром, то есть облагаются особым видом налога (ст. 181 НК РФ).
С 1 января 2021 года акциз на автомобили планово вырос на 4%, что соответствует инфляции. Размер акциза зависит от мощности автомобиля.
Мощность автомобиля | Акциз в 2020 | Акциз в 2021 |
90−150 л. с. | 49 руб за 1 л. с. | 51 руб за 1 л. с. |
150−200 л. с. | 472 руб | 491 руб |
200−300 л. с. | 773 руб | 804 руб |
300−400 л. с. | 1 317 руб | 1 370 руб |
С момента последнего повышения НДС не изменился и составлеят 20%.
Ввозные пошлины на иномарки начиная с 2012 года снижались, а утилизационный сбор — увеличивался. Сначала он распространялся только на импортные автомобили, затем распространился и на машины, производимые на территории страны. Но локальным производителям государство оказывает поддержку и компенсирует уплату утилизационного сбора через специальные программы.
Утилизационный сбор состоит из базовой ставки, умноженной на коэффициент, который зависит от возраста машины и объёма двигателя.
В 2021 году базовая ставка составляет 20 000 рублей (но ведутся разговоры о её повышении на 25%).
Коэффициенты на утилизационный сбор:
Объём двигателя | Коэффициент на новый транспорт |
до 1 000 куб. см | 2,41 |
от 1 000 до 2 000 куб. см | 8,92 |
от 2 000 до 3 000 куб. см | 14,08 |
Теперь можно посчитать, какую долю занимают налоги и сборы в стоимости автомобиля.
Минимальная цена — 1 793 000 рубля. Мощность — 181 л. с.
Автомобиль собирают в России, поэтому учитывать ввозную пошлину не будем, утилизационный сбор тоже, поскольку отраслевые программы компенсируют производителям расходы на уплату сбора.
НДС — 358 600 рублей.
Итого: 447 471 рублей.
Впрочем, подсчитывать, сколько налогов заложено в цену автомобиля, — то же самое, что рассуждать, сколько будет стоить булка хлеба и бутылка водки без акциза и НДС (любопытно, но бессмысленно, потому что налоги не отменят).