У каждого есть в арсенале житейских историй случай, как, покупая сок с ценником 25 рублей, пришлось заплатить на кассе 35 рублей. Кто-то в такой ситуации пойдёт искать директора магазина и жаловаться, требуя вернуть деньги и устранить нарушение, а кто-то решит: «у меня еле-еле сил хватает телевизор смотреть, а тут целое разбирательство — лучше заплачу». Но подумайте — в некоторых магазинах ценники, вводящие в заблуждение, обычное дело. Один сок — 10 рублей, а сотни товаров, которые мы покупаем каждый день, уже 1 000 рублей. Может, стоит один раз отстоять свои права и больше не переплачивать. Расскажем, какие права имеет покупатель и как наказать магазин, который систематически продаёт товар по цене выше той, что указана на ценнике.
Ситуацию с завышенной ценой товара Роспотребнадзор рассматривал на официальном сайте (публикация от 21 февраля 2020 года).
Ведомство советует для начала позвать администратора магазина и сообщить, что ценник не соответствует действительности. В ответ можно услышать оправдания — не успели поменять после переоценки, покупатели передвинули товар или ценник и т. д.
Допустим, всё так и было. Половина продавцов болеет, а остальные принимают товар и сидят на кассе — ценники не успели поменять. Покупателей не должны волновать проблемы магазина, потому что закон есть закон.
п. 1 ст. 10 «Закона о защите прав потребителей» гласит:
Цена товара — обязательная информация.
Последние изменения в правилах розничной торговли, утверждённые Правительством (ПП РФ от 31.12.2020 № 2463), окончательно закрепили право покупать товар по указанной на нём цене.
Если ваши доводы и ссылки на нормативно-правовые акты не убедили управляющего магазином, переходите к более решительным действиям — подключайте Роспотребнадзор.
Суть проблемы изложите в заявлении. В качестве доказательства приложите чек и фотографию ценника. Уносить с собой его не надо, чтобы магазин не обвинил вас в краже оборудования.
Мы разобрали ситуацию, когда ценник действительно не совпадает с реальной стоимостью товара.
Однако бывают случаи, когда покупатель обманывается. Например, на колбасе указан вес за 100 гр, а не за упаковку целиком или цена указана за товар, покупаемый по карте лояльности, а у вас её нет. Возможны акции, которые запутывают покупателя. Сок стоит 25 рублей, но только при покупке 2-х штук. Если же покупать один, то цена 45 рублей.
Информация на ценнике чаще всего есть, но написана так мелко и непонятно, что не разберёшь. Можно ли в таком случае привлечь магазин к ответственности?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться в общих правилах оформления ценников, которые регулируются Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г.
По правилам, на ценнике обязательно должна быть следующая информация:
Важное дополнение. По закону, все ценники в магазине должны быть оформлены единообразно.
В законе нет образца для ценника, поэтому магазин может выбирать любой носитель, цвет бумаги, шрифт, способ нанесения информации. Главное — во всём магазине ценники должны быть одинаковые.
Например, если цены наносятся на грифельную доску белым мелом, то бумажек быть не должно. Если цены пишутся на бумажках от руки, то это применимо ко всему товару в магазине.
Допустим, прошла переоценка товара — надо срочно менять ценники, но принтер сломался. Нельзя новые цены написать от руки, а старые оставить печатными. Переписывать придётся все.
Дизайн тоже должен быть одинаковым. Разные штрифты и размер букв недопустим. Ценник должен быть читаемым с того места, где обычно стоит покупатель.
Вопрос разноцветных ценников остаётся открытым. Часто акцию выделяют, печатая цены на красной или жёлтой бумаге.
В законе нет регламента по цвету, сказано лишь о «единообразии», поэтому каждый инспектор Роспотребнадзора и суд решает вопрос на своё усмотрение.
Попытки судиться из-за разноцветных ценников были. Покупатель одного из сетевых магазинов пошёл в суд, требуя все ценники в магазине заменить на белые, потому что цветные заставляют его покупать ненужный товар и тратить больше. Суд в иске отказал, потому что по фото не было понятно, что это за магазин.
С 2016 года магазины не обязаны ставить печать, дату и подпись на оборот ценника. К обязательной информации относится лишь наименование, цена за вес или штуку, сорт, если он есть.
Наименование товара должно быть максимально подробным, чтобы покупатель его ни с чем не перепутал. Например, нельзя 6 разных сортов яблок подписать просто «яблоки» — люди запутаются. Нужен идентификатор (сорт, страна производитель и т. д.).
Если товар весовой, то надо указать цену за единицу измерения веса. Что это будет, килограммы или граммы, — решает магазин. Указывать вес за 100 грамм допустимо, поэтому смотрите внимательно. Фисташки стоят 1 500 рублей за килограмм, а не 150 рублей, как можно решить, глядя на ценник.
За товар в индивидуальной упаковке нельзя указывать цену за 100 грамм. Например, под сыром стоит ценник 65 рублей, а ниже маленькая приписка, что цена за 100 грамм. Покупатель должен не только это увидеть, но и найти на пачке вес (325 грамм), а затем вычислить окончательную цену. Слишком много действий для одного похода в магазин.
Требования можно объяснить тем, что товар в данном случае не весовой а штучный, поэтому цена должна быть указана за всю упаковку целиком.
Впрочем, у магазина может быть оправдание. Если продукт по базе заявлен как весовой, то цена за 100 грамм обоснована.
Некоторые представители торговли объясняют цену на сыр и колбасу в индивидуальной упаковке с указанием за 100 грамм тем, что у каждой упаковки свой вес, соответственно, и цена разная.
Требования отдельно выделять НДС на ценнике нет, поскольку он будет посчитан в чеке. Но указывать цену без НДС нельзя, потому что налог неотделим от цены товара и покупателю придётся самостоятельно считать общую стоимость.
Например, нельзя написать, что что наушники стоят 100 рублей без НДС, а продать их за 120 рублей.
К некоторым группам товаров есть особые требования. Например, на одежде должен быть указан размер. Для меха — вид и цвет окраски. Для бытовой техники — марка, модель, артикул.
Если один и тот же магазин постоянно вас вводит в заблуждение неверно оформленными ценниками, жалуйтесь в Роспотребнадзор — владельца магазина и управляющего оштрафуют, а также предпишут устранить нарушение.
В некоторых магазинах на ценнике написана не одна цена, а две или даже четыре: простая, по карте лояльности, мелкий опт, крупный опт.
С одной стороны, это путает. С другой стороны — честно рассказывает о всех вариантах цены.
В Санкт-Петербурге Роспотребнадзор оштрафовал директора сетевого магазина за то, что на ценнике было две цены (по карте и без). Роспотребнадзор руководствовался правилом «цены должны быть одинаковыми для всех».
Однако директор пошёл в суд, чтобы обжаловать решение Роспотребнадзора, и победил. Суд постановил, что не указывать цену товара по карте лояльности — вводить покупателя в заблуждение.
Получается, что если на ценнике есть описание акции и стоят две цены, то придраться не к чему.
Нарушение | Штраф | Статья закона |
На товаре нет ценника | Должностное лицо и ИП — 500-1000 рублей Компания — 5 000-10 000 рублей | п. 1 ст. 14.8 КоАП РФ |
На ценнике неверная информация о товаре | Физическое лицо — 3 000-5 000 рублей Должностное лицо и ИП — 12 000-20 000 рублей Компания — 100 000-500 000 рублей | п. 2 ст. 14.7 КоАП РФ |
Цена в чеке больше, чем на ценнике | Физическое лицо — 3 000-5 000 рублей Должностное лицо и ИП — 10 000-30 000 рублей Компания — 20 000-50 000 рублей | п. 1 ст. 14.7 КоАП РФ |
Другие нарушения | Физическое лицо — 300-1 500 рублей Должностное лицо и ИП — 1 000-3 000 рублей Компания — 10 000-30 000 рублей | ст. 14.15 КоАП РФ |