Этот случай произошёл в Саратовской области. Мужчина год ухаживал за женщиной и переводил ей деньги. Но оказалось, что возлюбленная замужем и фактически живёт на две семьи. Обиженный ухажёр решил взыскать с бывшей подруги подаренные за время отношений деньги. К иску мужчина приложил распечатки с банковского счёта – 57 переводов на сумму 77,4 тыс. рублей. Думаете, это шутки? Вовсе нет – ситуаций достаточно, чтобы сложилась судебная практика.
Смекалистый юрист может посоветовать истцу требовать от экс-подруги деньги согласно статье 1102 Гражданского кодекса РФ. Это статья об обязанности возвратить необоснованное обогащение. В ней говорится, что приобретатель, который получил или сберег имущество вне установленной законом или правовым актом сделки, обязан отдать потерпевшему приобретённое или сбережённое.
Истец выиграл суд, заявив, что давал деньги в долг. Первая и вторая инстанции обязали женщину вернуть деньги. А вот Первый кассационный суд отказал в иске, квалифицировав переводы как безвозмездную помощь.
Денежные подарки – это не случайный банковский перевод другому адресату. Исключения к ст. 1102 прописаны в ст. 1109 ГК. Поэтому грамотный адвокат ответчицы оспорил иск незадачливого любовника, опираясь на пункт 4 этой статьи:
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения <…> денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности
Первый кассационный суд отказал в иске, ссылаясь именно на этот пункт, и включил дело в обзор судебной практики. Оказалось, что подобный случай – не единственный, и обиженные кавалеры массово подают иски, требуя деньги от бывших возлюбленных.
Для ответчицы ситуация была опасной: суды первых двух инстанций потребовали от неё не только вернуть деньги, но и компенсировать истцу расходы на адвоката. Суды рассматривали выписки с банковских карт в качестве расписки. Однако выписка – это не договор публичной оферты.
Если бы Первый кассационный суд принял сторону кавалера и обязал даму вернуть деньги, а после – включил случай в обзор судебной практики, суды низших инстанций опирались бы на это решение. И тоже становились бы на сторону истцов-ухажёров. Но заметим, что каждое решение суда – индивидуальное, и принимается в зависимости от множества факторов. Не исключено, что при рассмотрении следующего похожего дела суд высшей инстанции примет сторону истца и обяжет ответчицу вернуть подаренное.
С деньгами разобрались. А если кавалер подарил дорогой смартфон последней модели или золотые подвески? Допустим, ухажёр сохранил чеки и коробки от подарков, а после разрыва требует презент обратно.
Даритель может подать в суд, ссылаясь на ст. 578 Гражданского кодекса «Отмена дарения». Но, согласно документу, суд заставит вернуть подарок только по следующим причинам:
Получатель должен вернуть подарок, если вещь сохранилась в целости и сохранности. В противном случае – компенсировать деньгами. Но суды вряд ли заставят возвращать гаджет или деньги за него. И вот, почему:
И в этом случае суд снова сошлётся на ст. 1109 ГК о неподлежащем возврату неосновательном дарении.
Ценные подарки – это не только дорогие украшения и периодическая материальная помощь. Иногда дело доходит до многомиллионных имущественных споров. Например, вот, что говорится в практике Верховного суда.
Мужчина купил несколько соток и переписал участок на сожительницу. На земле возвели дом, строительство которого, по утверждению мужчины, стоило 9,5 млн рублей. Бумагами кавалер может подтвердить только 6 млн рублей. Которые он и пытается выбить через суд от своей бывшей возлюбленной.
Гагаринский районный суд Москвы отказал в удовлетворении иска. Московский городской суд, в который мужчина подал апелляцию, тоже не согласился с требованиями к ответчице. Тогда упорный ухажёр пошёл в Верховный суд… и снова проиграл.
Судебная коллегия по гражданским делам не нашла нарушений в принятых судебных решениях. Суды хором заявили, что мужчина потратил деньги добровольно. Решение приняли на следующих основаниях:
Ситуация снова упирается в ст. 1109 Гражданского кодекса, о которой мы говорим на протяжении всего материала. Если истец в течение долгого времени добровольно тратит деньги на другого человека, это не считается неосновательным обогащением. Никакими обязательствами траты мужчины не подкреплены. Люди живут вместе без росписи, брак не заключён, значит и обязательств нет. Пара не заключила соглашение о создании общей собственности, и истец не мог об этом не знать, уверен суд.