Знаете, как избавиться от вещей в квартире? Пустите туда жить семью с долгами. К ним придут приставы и арестуют ваше имущество. Такое дело недавно разбирал Верховный суд. Судебный пристав, разыскав должника на съёмной квартире, арестовал межкомнатные двери, газовую плиту, зеркало, тумбу, унитаз и несколько других вещей. Арендатор оказался ответственный и упорный. Он вступился за имущество владельца квартиры и прошёл все судебные инстанции, включая ВС.
Владелец квартиры решил подзаработать арендой — сдал жильё молодой паре. Отношения оформили документально — договором найма и описью ценного имущества, которое находилось в квартире.
Однако у квартирантов был долг перед кредитной организацией, около 310 000 рублей, и исполнительное производство по нему. Проще говоря, за должником охотились судебные приставы. Не найдя денег на счетах и автомобиля, приставы пошли на крайние меры — выехали по месту жительства должника, чтобы описать имущество (ст. 80,87 Закона № 229-ФЗ). Напомним, что жильё съёмное.
Должник показал договор и опись имущества, заявив, что квартира не его и всё, что в ней находится, тоже не его. Однако приставы задались целью закрыть исполнительное производство и арестовали то, что не фигурировало в описи: унитаз, зеркало, межкомнатные двери, газовую плиту, тумбу под обувь. Всё, что можно было унести, — приставы унесли (зеркало и мебель). Плиту и унитаз оставили на ответственное хранение с «правом ограниченного использования» (перечень ограничений не уточняется).
Фактически арендодатель оплатил своим имуществом долги квартиросъёмщика. Семья могла поступить нечестно — съехать и оставить хозяина квартиры разбираться с приставами самостоятельно.
Но должник поступил благородно. Лично пошёл в суд, чтобы вернуть мебель.
Два основных довода:
Апелляция и кассация зациклились на решении вопроса: что из арестованного имущества относится к обычной домашней обстановке и необходимо для обеспечения бытовых потребностей, а без чего можно обойтись.
Зеркало и тумба под обувь остались под арестом, остальное суды вернули в квартиру.
Однако должник на этом не остановился и пошёл в Верховный суд, где действия пристава признали незаконными. Квартира не принадлежала должнику, а у взыскателя не было доказательств, что спорное имущество принадлежит именно квартиросъёмщику.
Если приставы пришли в собственную квартиру должника, то считается, что всё имущество в ней принадлежит именно должнику, если не доказано иное (п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50). Например, если в вашей квартире лежит ноутбук друга, то приставы его арестуют, если не будет доказательств (чека, кредитного договора, договора аренды или хранения).
На этот раз ВС уточнил, что в отношении арендованного жилья презумпция не работает. Вещи в квартире по умолчанию принадлежат собственнику квартиры.