В чём мы часто обвиняем государственные сервисы? Они отстают от времени. Сравните сайт администрации города и сайт любой коммерческой организации — две большие разницы. Госуслуги не исключение. Кардинальных изменений на портале не было с 2009 года. В итоге нужную услугу сложно найти, а чтобы узнать о ней, придётся прочитать подборку законопроектов, а не чёткое и понятное объяснение. Кроме этого портал периодически «падает» от наплыва посетителей. Учитывая, что функционал сервиса расширяется, проблемы всё больше выпячиваются. Минцифры решило устранить недочёты и запустить новые Госуслуги.
На сайте ведомства сообщается:
Мы открыли сегодня тестовую версию портала госуслуг, все желающие могут с ней ознакомиться. Кроме серьезной технической модернизации и перехода на новую архитектуру мы меняем формат взаимодействия с пользователями. Теперь многие вещи можно делать в прямом диалоге с порталом, не нужно читать инструкции и регламенты: пользователи задают вопросы — портал отвечает. Фактически портал проводит пользователя через сценарии получения услуг, говорит, какой набор документов нужен в каждом конкретном случае
Прямой диалог с порталом — общение с роботом Максом, который любезно предлагает найти нужную услугу и тут же кратко рассказывает о ней.
Как говорят разработчики, Макс обучается в процессе работы и скоро обзаведётся голосом. Помните банковские помощники на горячей линии? Робот Госуслуг тоже будет отвечать на вопросы пользователей портала. Если не разберётся — позовёт сотрудника.
Изменилось не только внешнее оформление, но и процесс подачи заявления на госуслугу.
Мы радикально изменили процесс оказания услуг, разбив его на два этапа, в каждом из которых выделили атомарные шаги. На первом этапе пользователь отвечает на несколько уточняющих вопросов. На основе ответов предлагается решение — сколько дней займет оказание услуги, какие документы нужно подготовить и т. д. На втором этапе пользователь оформляет заявление, в котором запрашивается ровно та информация, которая необходима в его жизненной ситуации
Один шаг — один вопрос, который требует одного ответа. Заполнили поле — двигаетесь дальше и так далее до тех пор, пока форма заявления не будет заполнена. Как утверждают разработчки, изучение поведения пользователей показало, что люди блуждали по странице, теряясь в многочисленных полях.
Пока доступна тестовая версия портала, которая проверяется на пилотной услуге — предоставление справки о судимости. Полный переход, по оценке ведомства, должен состояться в мае, а в III квартале 2021 года старая версия будет отключена.
Замглавы Минцифры РФ Олег Качанов утверждает, что новый портал сможет выдерживать нагрузку в 50-60 млн уникальных пользователей в сутки без дополнительной поддержки.
У нас портал отлично работает, услуги работают. Народ смотрит, дают разнообразные отзывы, в целом довольно позитивно. <…> Трафик, который выдерживает новый портал без дополнительной поддержки, это 50—60 миллионов уников в сутки. Если мы начинаем нагружать его по полной программе, то двукратный запас точно есть
Получается, что если половина всех зарегистрированных пользователей одновременно зайдут на портал, то он не сломается.
Усовершенствовать можно не только дизайн, но и качество оказываемых услуг. Например, через портал можно подать заявление в школу, но перед началом приёмной кампании директора школ предупреждают, что заявления с Госуслуг до них не доходят, и советуют пользоваться альтернативными сервисами.