Цены на авиабилеты выросли, по разным данным, от 15 до 120% с 2019 года. В Минтрасе опровергли новость и заявили, что каждый год перед сезоном отпусков журналисты запугивают туристов байками о подорожавших билетах. Мол, стоимость перелёта не выросла, а даже упала. Росавиация соглашается, но только отчасти: перед сезоном отпусков билеты могут подорожать, но незначительно. «Выберу.ру» решил провести собственное исследование.
В прошлом марте мы писали о самых дорогих и самых дешёвых билетах на весенние праздники. К тому времени ВОЗ ещё не объявила о пандемии, коронавирус распространялся, но границы не закрывались. И можно было куда-то улететь. Например, в Перу из Москвы за 146 тыс. рублей. Или из Санкт-Петербурга в Таиланд за 106 тыс. рублей.
Сейчас Таиланд нам только снится. Зато можно открывать для себя Россию и даже получать кешбэк 20% за покупку туров по госпрограмме.
С прошлого года у нас сохранились данные о средней стоимости бюджетных весенних перелётов. Сравним с ценами на майские праздники в 2021 году. Будем опираться на данные агрегаторов Aviasales и Kupibilet. Цены указаны на одного пассажира на рейсы туда и обратно. Мы взяли минимальную стоимость билетов на 5 апреля 2021.
Прошлой весной самым бюджетным внутренним направлением по версии Aviasales стал Петрозаводск – 4 065 рублей. На 2 – 3 мая 2021 перелёт из Москвы в столицу Карелии стоит 6 693 рубля (Kupibilet). Из Санкт-Петербурга – 10 286 рублей «Победой» и без багажа (Aviasales).
Следующим по «бюджетности» в 2020 оказался билет из столицы в Калугу – 4 535 рублей. Сейчас за билет из столицы придётся отдать 10 347 руб. (Kupibilet), из Питера – 5 141 руб., если лететь без багажа.
На третьем месте в 2020 была Казань – 6 228 рублей. В 2021 году за рейс «Аэрофлотом» из Шереметьево просят 8 040 руб., а из Пулково – 11 608 руб., также без багажа.
Курск занимал четвёртую строку дешёвых билетов весной 2020 года. На майских праздниках билет из Внуково стоит 7 732 рубля. Из Пулково самый дешёвый билет только с ручной кладью обойдётся в 11 859 рублей.
За билет в Саратов прошлой весной просили 6 452 рубля. Сейчас полёт из Внуково обойдётся в 7 425 рублей. А из Санкт-Петербурга – 9 268. В Махачкалу в 2020 году летали за 6 629 рублей, весной 2021 – 8 898 рублей из Москвы и 11 905 рублей из Питера.
Прошлой весной в Уфу стоило слетать 6 820 руб., сейчас – дешевле, 5 230 из Москвы. Из северной столицы – 7 876 рублей. Билет во Владикавказ в прошлом году стоил 6 894 руб., этой весной – 8 898 из Москвы и 10 194 руб. из Петербурга.
Стоимость билетов снизилась на четверть с 2019 по 2020, отмечали аналитики Aviasales. По данным «Известий», цены на перелёты выросли до 120% за два года. Но в Минтрансе информацию опровергли. По данным ведомства, цены снизились в среднем на 7% по сравнению с 2019 годом.
В официальном комментарии Минтранса говорится:
Информация, представленная рядом агрегаторов о якобы росте цен на авиабилеты по сравнению с 2019 годом, не основана на данных всего рынка и не может расцениваться как реальное положение дел. Мы отмечаем уменьшение цен по целому ряду направлений в России
У нас есть ещё один козырь в рукаве – личные билеты на рейс «Москва-Екатеринбург» 2 – 9 января на 2020 и 2021 годы. Рейс выполняла компания S7, билеты на двух взрослых пассажиров. Если сравнивать эти рейсы, получается, билеты действительно подешевели.
Глава Росавиации Александр Нерадько рассказал «Российской газете», что в сезон авиабилеты подорожают. Но скачкообразного роста цен не будет. Летом 2020 стоимость перевозок упала.
Это объясняет разницу между билетами по одному и тому же направлению зимой 2020-2021. Но мы видим, что цены на перелёты в сезон всё-таки повышаются.
Глава Нерадько напоминает об очевидной вещи, которую некоторые туристы могут не учитывать. Авиакомпании – коммерческие организации. И они вправе как поднять стоимость услуг, так и снизить. С возобновлением международных перелётов цены на авиабилеты снизятся, говорит представителей Росавиации. Другой вопрос – когда это случится.
На стоимость билетов влияет много факторов. У крупных компаний, например, S7, большая загрузка по внутренним перелётам Так что снижение цен не всегда зависит от государственного регулирования. Компаниям нужно привлекать людей. А при том, что цены в 2020-2021 году выросли на всё, включая недвижимость, продукты, автомобили, бензин, подорожание авиабилетов неизбежно. К тому же не стоит сбрасывать со счетов банкротство авиакомпаний и закрытие целых направлений из-за пандемии.